Мэнли Пальмер Холл
АСТРОЛОГИЯ: КЛЮЧИ К ПОЗНАНИЮ

История астрологии

Астрология ацтеков

Прежде чем совершать магическое действие, Науалли советовался со своим Тоналаматлом и убеждался, что астрологические предзнаменования были благоприятными. Затем он приступал к изучению ритуальной процедуры... Выполнив эти предварительные условия, он отправлялся в пустынное место и призывал кого-нибудь одного либо нескольких из божеств магии, а возможно, и Бога Этого Часа, чтобы они помогли ему в его деле..
Льюис Спенс


Имеется множество свидетельств в иероглифических письменах мексиканских индейцев, пояснений к ним, написанных первыми испанскими священниками, которые говорят о том, что несколько аборигенных цивилизаций в Центральной Америке разработали подробные и тщательно продуманные системы юдициарной астрологии. Прескотт отмечает, что ацтекские индейцы при рождении ребенка их народа сразу же посылали за астрологом (адвино), который обязан был определить судьбу новорожденного. «Отмечался знак, — пишет Люсьен Биарт, — который отвечал за день его рождения, а также тот, который правил на протяжении последних тринадцати лет. Если ребенок был рожден в полночь, сравнивали предшествующий и последующий дни». Как и у греков, египтян и других древних народов, авгуры мексиканского народа предсказывали события по расположению планет, священным цифрам, облакам, бурям, кометам, полету птиц и поведению животных.

Знание астрологии они получили в основном из учений и откровений Кетцалькоатля, первого и самого выдающегося среди их философов и учителей. Кетцалькоатль был Сыном Неба; его настоящим отцом был Создатель Вселенной в двойном аспекте отца и матери. В физическом мире он был рожден девой Сочикветцаль, и о его рождении возвестило небесное видение, означавшее, что пришел посланник Бога Млечного Пути, чтобы отыскать среди смертных благословенную Деву, которая должна стать матерью Воплощенного Бога. Поэтому среди имен Кетцалькоатля есть такие: «Рожденный Девой», «Повелитель ветров» и «Повелитель жрецов и пророков». Таким образом, астрология ацтеков происходит из самого высокого авторитетного источника, и мы узнаем, что от Кетцалькоатля знание звездных наук распространялось через священный род посвященных жрецов-философов. Сам Кетцалькоатль изобрел астрологический цикл и «Тоналаматл» — «Книгу человеческих Судеб».

Испанский писатель Мендьета приводит краткое описание того, каким образом Кетцалькоатль пришел к созданию священного астрологического календаря. Он рассказывает: «Боги хорошенько подумали и решили, что людям следовало бы научиться писать, чтобы они могли управлять собой и своими делами. Двое из числа богов, Оксомоко и Кипактональ, жившие в пещере Курнавака, особенно серьезно подумывали об этом. Кипактональ подумала, что следует посоветоваться об этом с ее потомком Кетцалькоатлем, и она позвала его на совет. Он, в свою очередь, много думал о создании календаря.

Вот эти трое и задались целью создать “Тоналаматл”, или “Книгу Судеб”. Кинактональ получила привилегию выбрать и изобразить первый письменный знак, или символ дня в календаре. Она нарисовала кипактли, или животное-дракона, и назвала знак “Се Кипактли” (“один кипактли”). Затем Оксомоко написал “Ом Акатл” (“два камыша”), а Кецалькоатль — “три дома” и т.д., до тех пор, пока не получилось тринадцать знаков».

В древней Мексике, как и в других частях цивилизованного мира, астрология развивалась не невежественными и суеверными, а великими и просвещенными. Три великих имени во всей истории нации ацтеков тесно связаны с этой наукой — Кетцалькоатль, Нацахуалпилли и Монтесума. Мы уже говорили о Кетцалькоатле как о величайшем из всех специалистов в области искусств и наук этих народов. Нацахуалпилли был королем Тецкуко. Об этом короле в своей второй книге об индейской монархии Торкемада пишет:

«Говорят, что он был великим астрологом и очень гордился своим знанием о движении небесных тел; и, будучи приверженцем этой науки, он распорядился искать во всех своих владениях людей, которые были бы с ней знакомы, он приглашал их ко двору и передавал им все то, что знал сам; поднимаясь по ночам на террасу своего дворца, он смотрел на звезды и обсуждал с ними все трудные вопросы, на которые они могли ответить. По крайней мере, я могу утверждать, что я видел то место позади крыши его дворца, окруженное стенами высотой в один ярд и вполне достаточное для того, чтобы человек мог там лежать; в каждом его углу в перегородке находилось отверстие, в котором размещалось острие, а на нем висел шар; и на вопрос о предназначении этих шаров его правнук, который показывал мне это место, ответил, что они предназначались для короля Нацахуалпилли, чтобы созерцать небо и звезды, когда к нему по ночам приходили его астрологи; при этом я сделал вывод, что рассказанное мне о нем было правдой; и я думаю, что причиной того, что терраса была окружена стенами в ярд высотой, а по их полюсам были подвешены шары из хлопка или шелка, как раз и заключалась в том, чтобы было удобно с большей точностью измерять движение небесных тел».

Лорд Кингсбург, автор величайшей работы по древнему миру Мексики, комментируя астрологические познания мексиканцев, говорит: «Вряд ли можно сомневаться в том, что эти индейцы были знакомы со многими научными инструментами». На тринадцатой вкладке «The Monument of New Spain» Дюпакса находится репродукция древней статуи человека, держащего у одного из своих глаз какой-то предмет, напоминающий телескоп. Это и был король Нацахуалпилли, стоявший перед Монтесумой во время восхождения юноши на трон Мексики; он поздравлял народ с избранием короля, «чье глубокое знание неба служило для его подданных подтверждением того, что он всесторонне разбирается и во всех делах земной природы».

Монтесума обладал выдающимися организаторскими способностями в ацтекском мире. В собраниях древних рукописей (книгах) мы видим, что он покорил сорок четыре города, подчинив их своей власти, так что они платили ему дань и признавали себя его подданными. Этот последний король индейцев был не только выдающимся командующим, государственным деятелем и правителем, но также и известным покровителем оккультных наук, в частности астрологии. Переводчик «Собрания Мендозы» пишет, что он «был человеком, мудрым от природы, астрологом и философом, был искусным и сведущим в науках как военного, так и гражданского характера, и благодаря его исключительной уравновешенности и великолепию монархия при его правлении начала становиться империей». Он упрочил законы и основные законоположения своих предшественников «и, будучи наделенным столь великой мудростью, с помощью своего превосходного понимания» установил новые законы и положения, делавшие старые законы более совершенными и цельными. Завоевание Мексики Испанией ни в коей мере не может умалить мудрость и цельность натуры Монтесумы. По этому поводу было хорошо сказано, что «ацтеков покорили не испанцы, а лошади». Это животное, не известное индейцам, было деморализующей силой, которая не укладывалась в их опыт. Кроме того, цельность натуры и большая честность Монтесумы не позволили ему успешно бороться с конкистадорами, которые начисто были лишены даже малейших признаков каких бы то ни было принципов. Лошади, оружие и бесчестное использование человеческой жадности способствовали разрушению народа ацтеков и смерти Монтесумы в возрасте пятидесяти трех лет.

Король Нацахуалпилли не преминул предупредить Монтесуму о трагедии, которую должна претерпеть его империя. Мудрый старый астролог рассказал императору о том, что через несколько лет его города будут разрушены, а подданные уничтожены, и далее объявил, что эти предсказания будут подтверждены небесными знамениями и прочими явлениями, которые возвестят о конце мексиканской цивилизации. Медьета говорит, что пророчества о пришедших из-за моря бородатых мужчинах с острыми саблями, в странных одеждах и «касках» на голове, которые разобьют ацтекских богов и покорят их земли, были известны четырем поколениям до прихода испанцев. И вот наступило время, когда произошли те зловещие знамения, которые описывал Нацахуалпилли. Расположение звезд указывало на падение Мексики. В 1505 году пришел голод. В первый год нового цикла, который начался в 1507 году, произошло затмение — наиболее дурное предзнаменование, как считают звездочеты. Затем, естественно, последовало землетрясение, а далее — военное поражение.

Каждый последующий год, согласно Банкрофту, «подтверждал мрачные предсказания одним либо несколькими знаками, либо какими-нибудь событиями зловещей природы». Вскоре после землетрясения при ярком дневном свете появилась комета в тремя головами, быстро следующая в восточном направлении, оставляющая позади своего хвоста горящие искры. В соответствии с законами мунданной астрологии эта комета считалась предвестником гибели. В 1509 году «пирамидальный свет, разбрасывающий во все стороны искры, поднимался в полночь над восточным горизонтом до тех пор, пока его вершина не достигла зенита, где он и затух на рассвете». Это явление продолжалось в течение сорока дней, вызывая панику среди людей и мрачную озабоченность астрологов, которые понимали, что конец быстро приближается. Они распространяли сообщения о том, что свет предвещает «войны, голод, мор, смерти правителей», то есть, по существу, всевозможные бедствия, какие только можно представить. В отчаянии Монтесума послал за ученым Нацахуалпилли, который подтвердил зловещие толкования других астрологов и, узнав из своего собственного гороскопа, что эти бедствия наряду с остальными коснутся и его, стал с философским стоицизмом ожидать конца и готовиться к смерти.

Последний из зловещих знаков появился в 1519 году, как раз в том году, когда прибыли испанцы. Наводящая ужас комета повисла над городом Мехико на несколько дней, подобно огненному мечу, который, по описанию Иосифа, поднялся над Иерусалимом как раз перед его разрушением. Монтесума смирился с волей богов и позволил врагам войти в долину Анауак.

Могут пригодиться и некоторые наблюдения Стюарта Чейза, касающиеся астрономических познаний древних американцев. «В астрономии американская мысль достигла своего расцвета, и высшими ее жрецами были майя. Начиная с наблюдений неба около 4000 лет назад, календарь майя достиг в своем развитии той точки, когда можно было безошибочно вычислить любой из дней за 370 тыс. лет! Это было значительным прогрессом по сравнению с европейской астрономией; результаты системы майя были гораздо точнее, чем те, которых так называемые западные цивилизации достигали до самого последнего времени». В другом месте этот автор продолжает: «Ацтеки позаимствовали у майя принципы, но никогда не достигали такой математической элегантности. Однако их солнечный календарь был более точным, чем календарь испанцев. Они имели исчерпывающие знания о годе Венеры, затмениях, равноденствиях и прочих подобных явлениях». Говоря о культуре Центральной Америки, мистер Чейз замечает: «Разве не разумно предполагать, что в течение этих 150 лет (с 450 до 600 г. н.э.) майя были самыми цивилизованными людьми на планете?»

Астрологические системы ацтеков и народов Центральной Америки и Юкатана, очевидно, имеют родственное происхождение с системой майя, отличаясь лишь незначительными подробностями от народов более северных индейцев. Александр фон Гумбольдт, специалист по этим вопросам, выявил множество соответствий между астрологическими символами мексиканцев и символами халдеев, греков и египтян. Несмотря на то что имеющаяся в настоящее время метафизика ацтеков чрезвычайно разрознена, все- таки можно получить смутное представление о ее всесторонности и глубине теорий. Однако можно увидеть, что астрологи ацтеков имеют не менее полные знания об оккультных силах природы, чем астрологи восточного полушария. Индейцы приписывали часам, дням, неделям, месяцам и годам и другим большим циклам в 52 года определенные качества, которые они называли «узлами». У каждого часа дня и ночи был бог, который им правил. Дневной цикл состоял из 13 часов, седьмым часом был полдень, так что к числу 7 относились с особой почтительностью. Боги, правящие в дневной период, подробно описаны в книгах ацтеков, обобщенно их называют «Повелителями дня». Ночь ацтеков состоит из 9 периодов; пятый период приходится на полночь, так что число 5 считается дурным знаком. Испанцы называли девять ночных божеств «Повелителями ночи». Мы также узнали, что разные часы как дня, так и ночи считались хорошими, плохими и нейтральными. Ацтекские астрологи считали, что родиться в первый час ночи — благоприятно, во второй — неблагоприятно, в третий — опять благоприятно, четвертый час считался нейтральным и т.д. Эти Повелители дня и ночи соответствуют планетарным божествам халдеев.

Далее рассмотрим «Тоналаматл», «Книгу хороших и плохих дней в Судьбе», в которой содержится вечный календарь благоприятных и пагубных периодов. К этой работе обращаются не только при рождении ребенка, но она используется и как учебник предсказательной астрологии, по которому определяются благоприятные периоды для того, чтобы начатое дело завершилось желаемым результатом. «Тоналаматл» объединяет в одном томе как космогонию, так и науку предсказаний, в свете этого современным авторам приходится признать, что для оценки искусства, философии и науки индейцев основополагающее значение имеет понимание этой книги.

«Тоналаматл» представляет собой превосходный редкий пример тайной системы предсказаний. В книге 20 листов, на каждом из которых изображены 13 выразительных рисунков. Кроме них имеются другие рисунки с изображениями Повелителей дня и ночи, что в совокупности составляет 52 рисунка. На каждом листе есть еще и более крупный ключевой рисунок, на котором изображено божество, управляющее временным периодом, представленным на данной странице. У ацтеков существует как обычный земной год, так и священный, небесный. Земной год состоит из 365 дней. Он делится на 18 месяцев (по 20 дней каждый) и пять дней, которые не входят в календарь, у них нет названий, и они считаются несчастливыми. В эти дни ни один человек не выполняет работу, без которой можно обойтись. Родиться в один из этих дней — несчастье, и люди не начинают в эти дни никаких дел, чтобы они не закончились неудачей. В этом 365-дневном году есть циклы, состоящие из 52 дней, и в настоящее время считается, что у ацтеков не было другого метода хронологических вычислений, кроме 52-дневных циклов, несмотря на то что майя выполняли свои временные расчеты на огромные временные периоды.

Священный год, установленный в книге «Тоналаматл» Кетцалькоатля, составлял 260 дней, он делился на 20 периодов по 13 дней в каждом. Для удобства эти периоды, хотя и не совсем корректно, назывались месяцами. Семьдесят три таких священных года в 260 дней каждый были равны 52 годам 365-дневных лет, и таким образом эти два календаря согласовывались. Астрологи, которые пользовались «Книгой хороших и плохих дней», работали с зодиаком, составленным из 20-месячных знаков. Каждый месяц, состоящий из 13 дней, начинается с 14-го знака предыдущего месяца, и 13 дней каждого месяца следуют по очереди за знаком, управляющим всем месяцем.

Каждый из месяцев длительностью в 13 дней находится под общим управлением божества и качества, управляющего его первым днем, а остальные 12 дней этого месяца представляют собой видоизмененные влияния этого первого дня. Эта процедура несколько напоминает теорию деканов и более мелких подразделений, применявшуюся у египтян и индусов.

Ниже приведены 20 знаков зодиака с их ацтек¬скими названиями и соответствующим переводом:

1. Кипактли - Крокодил
2. Экатль - Ветер
3. Калли - Дом
4. Куэльцпалин - Ящерица
5. Коуатль - Змей
6. Миквицтли - Смерть
7. Макатль - Олень
8. Точтли - Кролик
9. Атль - Вода
10. Итцквинтли - Собака
11. Окоматли - Обезьяна
12. Малиналли - Трава
13. Акатль - Тростник
14. Окелотль - Ягуар
15. Луаухтли - Гриф
16. Коцкакваухили - Орел
17. Олин - Движение (Солнце)
18. Текпатль - Кремниевый Нож
19. Квиауитль - Дождь
20. Ксочитл - Цветок

Среди божеств ацтеков есть шесть, которых называют Странниками и для которых нет пока удовлетворительного объяснения. Мы можем сделать вывод, что эти боги связаны с планетами, исходя из того, что слово «планета» означает странник. Так же как Юпитер является священной планетой во временных циклах тибетцев, Венера, звезда Кетцалькоатля, является священной планетой во временных циклах мексиканцев. Майя, проживавшие в более южных широтах, также относились к временному циклу Марса.

В пояснениях к Кодексу Ватикана написано, что ацтеки связывали 20 букв, или цифр их цикла, которые они использовали для всех своих вычислений, с различными частями человеческого тела и с помощью знаний астрологических качеств знаков лечили больных, страдающих от болезней разных органов. Знак Крокодила предназначался для печени; Цветка — для груди; Движения, Солнца — для языка; Орла — для правой руки; Грифа — для правого уха; Кремниевого Ножа — для зубов; Ветра — для дыхания; Обезьяны — для левой руки; Тростника — для сердца; Травы — для кишечника; Ящерицы — для женских органов; Ягуара — для левой ступни; а Змеи — для мужских органов воспроизводства. Они, как и многие древние народы, считали змею символом как мудрости, так и греха, что, вероятно, имеет корни в восточных учениях о двойном значении змеиной силы.

Наш автор пишет о значении этого зодиакального человека: «И до сих пор врачи продолжают использовать этот рисунок при лечении больных; и в соответствии со знаком и часом, в который пациент заболел, они определяют, соответствует ли болезнь знаку-управителю; отсюда понятно, что этот народ не такой невежественный, как считают некоторые, поскольку в их делах наблюдаются столь безупречные система и порядок и применяются те же средства, которые используют и наши астрологи и врачи. Подтверждением тому служит то, что этот рисунок все еще используется ими и его можно найти их в библиотеках».

Из приведенного выше мы получаем представление о медицинской астрологии ацтеков. В имеющихся письменных свидетельствах разбросаны объяснения и толкования разных знаков; таким образом,
Ящерица означает как плодородие, так и невоздержанность;
Череп, или Скелет, — смерть;
Олень — засуху и голод;
Вода — превратности жизни;
Собака — пламенность и резкость;
Обезьяна — танцы, спорт, удовольствия;
Тростник — физическую силу, власть;
Ягуар — темноту и зло;
Орел — войну;
Гриф — старость и дряхлость;
Дождь — ненастье, плохую погоду;
Цветок — сердце, поток крови.

Четыре символа: Тростник, Кролик, Дом и Кремниевый Нож — соответствуют знакам равноденствия и солнцестояния нашей современной астрологии и означают четыре периода, которые всегда присутствуют в году и во всех его циклах.

Космологический аспект астрологии ацтеков является сам по себе большой темой, но и по отдельным свидетельствам древних знаний мы узнаем, что создание, существование и конечное растворение Вселенной происходит в соответствии с определенным порядком этих символов.