Линн Пикнетт
КОД МАРИИ МАГДАЛИНЫ

Глава еретиков

Мария «называемая Магдалиной» не была проституткой, как до недавнего времени утверждала Церковь, не была уроженкой Галилеи, хотя по национальности могла быть еврейкой. Сложив вместе все данные — зачастую отрывочные, в виде намеков или даже знаменательных умалчиваний, — мы видим, что она была одной из самых значительных религиозных и исторических фигур.

Известная еретикам как Апостол Апостолов Иисуса, и его koinonos, или сексуальная партнерша, она явно была в интимных отношениях с человеком, который согласно общей вере был целибатом, вечно девственной ипостасью Бога. Но есть довольно убедительное предположение, основанное на таинственном помазании, что она не была его законной женой, но скорее любовницей или даже жрицей сексуального посвящения в древнем языческом ритуале hieros gamos, или священном браке. Поскольку она имела полномочия помазывать на божественное царствование, можно считать, что она была духовно выше Иисуса, по крайней мере, во время церемонии помазания (которую ученики истолковали как напрасную трату драгоценного благовония, абсолютно не понимая сути векового священного ритуала).

Магдалина по гностическим Евангелиям была центральной фигурой в первые дни христианства в качестве как проповедника, так и женщины, с которой Иисус вступил в связь — ситуация, которую явно не одобряли патриархальные иудеи, примкнувшие к движению, особенно Симон Петр, который, как кажется, ненавидел ее («и всех женщин» тоже) так сильно, что угрожал ее жизни. Эта личная ненависть предопределила возникшую позднее ситуацию между Римской католической церковью и подпольным женским движением, которое достигло наибольшей силы в Южной Франции. (Одним из следов ее наследия является загадка реальной исторической фигуры из Ренн-ле-Шато Марии де Негре д'Хартполь, или Марии Черной, священной проститутки, или жрицы в сексуальном обряде посвящения.) Церковью Святого Петра управляли мужчины, женоненавистники, экзотерики — для масс, — и она была основана на жесткой догме, неповиновение или неверие в которую каралось страшной смертью. Движение Магдалины было по сути женским и эзотерическим, несомненно, включавшим поклонение древним богиням и ритуалы посвящения сексуального характера, гораздо более интуитивным и свободным в отношении догм.

Имя «Магдалина», означающее «возвышенная» или «великая», может быть также связано с местом ее происхождения — не с городом на берегу Галилейского озера, как обычно считается, поскольку в ее дни города Магдала не существовало — но, вероятно, с египетским городом Магдолум или даже эфиопским населенным пунктом Магдала. Представляется обоснованным, что, хотя она была связана с таинственным семейством из Вифании во время иудейской миссии, она провела большую часть жизни в других местах: ее поведение — и, разумеется, поведение Иисуса — было поведением иностранки, человека, который не знает превалирующие культурные требования или даже Иудейский Закон или не воспринимает его всерьез. Согласно неканоническим Евангелиям она была широко известна по своему образу жизни богатой, независимой и не иудейской женщины: уверенная в себе, откровенная и быстро возражающая, никакого следа скромной застенчивости, приличествующей женщине того времени.

Если она была эфиопского или даже египетского происхождения, то могла быть чернокожей, что привело к появлению культа Черной Мадонны, которую всегда ассоциировали с ней и с древними языческими богинями, включая черную Исиду, которую еретики часто связывали с ней. Есть еще одна традиционная связь между Магдалиной и черным цветом кожи, поскольку даже Церковь видит в ней новую царицу Савскую — а эту таинственную чернокожую царицу несколько африканских стран считают своей, особенно Эфиопия. Кроме того, намеки на черный цвет кожи встречаются в легендах о Граале и в сравнении Магдалины и Елены Симона Мага, о которой недвусмысленно пишут как о чернокожей.

Магдалина могла иметь эфиопско-еврейские корни и поклоняться Богине, поскольку считается, что царь Соломон обратил царицу Савскую в иудаизм, хотя она продолжала почитать Исиду. Мария, видимо, была жрицей культа Исиды, священной проституткой, проводившей ритуал посвящения, которая принесла свою религию во Францию, где была немедленно признана и принята жрицами Дианы. Она, вероятно, проповедовала собственный вариант старой религии.

В англоязычном мире нам постоянно твердят о «христианских ценностях» — эта фраза неизбежно появляется там, где бы Церковь ни подняла свой флаг. К этим ценностям относятся честность, пристойность, сострадание, прощение и добродетельная семейная жизнь. Эти ценности представляются уникальными для тех, кто исповедует эту религию, но, конечно, это совершенно не так. Разве иудейская религия, ислам, индуистская религия и даже стандарты поведения и этика атеистов не говорят о том же? Очевидно, что христианство не имеет монополии ни на ценности повседневной жизни, ни на историческую правду или духовное знание. Более того, принимая во внимание историю Церкви, полную насилия, коррупции и обмана — только часть ее обсуждалась на этих страницах, — можно сказать, что добрые католики остались в мире не благодаря религии, а вопреки ей.

Когда-то, до того как в наш мир вторглась неудобная правда множественности культур, было легко считать слово «христианин» синонимом врожденного добра: еще совсем недавно в Англии заявление о неприятии христианства выглядело шокирующим. Но, как мы видели, в христианстве очень мало того, что на самом деле инициирует человеческое добро, — сам Иисус сказал, что принес в мир меч, разделение, и призывал своих последователей оставить свои семьи, чтобы стать его учениками того же толка, как у таких современных организаторов изуверских культов, как Давид Кореш. Создание образа «доброго Иисуса, скромного и мягкого», всегда наталкивалось на жесткое сопротивление исходной информации о нем, хотя об этом известно было немногим, а те, кто знал, старались, чтобы это знание не стало общим достоянием.

В некотором смысле организованные религии не отличаются особой гуманностью. Конечно, немногие оспорят правило «Не убий», кроме как во время войны, когда необходимость и предписание Бога противоречат друг другу, но имеются и другие, более спорные и зачастую абсурдные предписания. После знаменитых десяти заповедей (Исход 20:1 — 17) идет текст мелким шрифтом — известный гораздо меньше, — где даны инструкции, как поступать с рабом еврея после того, как он отслужил обязательные шесть лет, но отказался от свободы, потому что не хочет бросить жену и детей, которые живут в семье хозяина. Бог говорит Моисею, как поступать в такой ситуации: хозяин должен проколоть рабу ухо шилом, затем он останется слугой хозяина на всю жизнь (Исход 21:5), за что, несомненно, раб будет хозяину премного благодарен. (Почему просто не разрешить рабу остаться?) Если сложить это со сложными правилами питания, которые запрещают есть не только свинину, но также огромное количество и других существ, которые ни один человек в здравом уме в рот не возьмет, то возникнет подозрение, что Бог просто испытывает наше чувство здравого смысла.

Как только слово Божье записано, оно становится предметом непрекращающегося процесса искажения писцами, редакторами и правящей кастой священников, которые бесстыдно приспосабливают его к своим нуждам. С другой стороны, Бог дал свое слово в процессе веков столь многим, что уже невозможно понять, какое из них было инспирировано Богом, а какое людьми. Если, конечно, слова Бога были сказаны вообще.

Но факт остается фактом, какой бы неприемлемой для нас сегодня ни была фанатичка Магдалина: то, что она отстаивала, делает ее, возможно, наиболее значительной женщиной в истории. Она была, возможно, черная, поклоняющаяся Богине жрица, явно бескомпромиссная, любовница Иисуса и равная ему, если не превосходящая по духу: сам факт, что Церковь столь страстно пыталась исказить ее облик, имеет большое значение для любой серьезной оценки развития этого мира. Создается впечатление, что из-за того, что патриархия столь сильно боялась реальную Марию Магдалину и ненавидела ее, из многих текстов, превозносящих ее до небес, были выбраны именно эти Евангелия Нового Завета — в которых она едва видна. И это определило мужской тип мышления, и, соответственно, под его влиянием — течение всей европейской истории последних двух тысячелетий. Этот мужской тип мышления затем как зараза распространился на многие империи и колонии во всем мире. Дух реальной Магдалины преследовал Церковь, когда та несла миру ужас в форме рабства. Она препятствовала абсолютному порабощению викторианских женщин, когда даже самые богатые из них были не более чем обычным имуществом мужчин, и постоянно оглядывались на Отцов Церкви, которые резко выступали против возможности допустить женщину к должности священника и против высшего образования для девочек. И конечно, Мария Магдалина кричала о справедливости для затерроризированных «мэгги» и их детей, вычеркнутых из общества, и за всех тех, кто до сих пор страдает от рук монахинь и священников, помимо тех, кто всегда молится за слабых во всех религиях и слоях общества.

«Царство Божье в нас самих» тоже несет в себе нечто. Мы искали для себя божественный образец, которому приписали свою собственную силу, и, возможно, то был необходимый этап духовной эволюции человечества. Древнее египетское учение и другие языческие таинства превосходят три великие патриархальные религии в том, что они дают обычному человеку веру: он может быть Осирисом или Таммузом, а женщины чувствуют в себе силу великих богинь. Они стремятся друг к другу, чтобы познать полную силу.

В мистериях Исиды и Осириса заложена потенциальная возможность для каждой личности познать Бога и быть Богом в той или иной его/ее ипостаси. Но никто не говорит, что это есть один-единственный ответ. Не совершите ошибку, ни один объективный исследователь не может отрицать, что в основных формах гностицизма и язычества столь же много ошибок, как и в самых бессмысленных и фанатичных проявлениях христианского образа жизни. Но нельзя не отметить, что адепты этих религий лелеют личное знание того, что Бог не спрятался от них где-то в отдаленных небесах, но Он и Она есть неописуемый божественный, несущий силу свет, который горит внутри каждого из нас.

Иисус сказал также «правда сделает тебя свободным», и, нет сомнений, что это именно так: проблема же в том, что взамен образуется внутри нас огромная черная пропасть в том месте, где была столь удобная, хотя и выдуманная, религия. Чем же заполнить эту пропасть?

Те из нас, кто был страстно верующим, знают боль лишения иллюзий, вот почему столь многие обращаются к другой религии или уходят в секты. Такие новообращенные становятся серийными верующими в бесконечном цикле: уверовать в одну религию, разочароваться в ней и снова то же самое. Желание верить и принадлежать часто гораздо сильнее, чем уважение к объективности. Но в поисках другого учителя, Господа, который откроет перед нами великие тайны, человек постоянно промахивается — и полностью теряет ориентиры. За совершенствование нашего духа — свободного от священников, гуру и догм — ответственность должна быть только личная, не более и не менее.

Веками мы лепили Господа по нашему образу и подобию, может быть, теперь для Него настало подходящее время, чтобы вернуть нам долг, вылепив нас на этот раз по Его подобию.