«Сновидение Сципиона» и астрология

цицерон
В библиотеке моего сайта находится известный рассказ Марка Туллия Цицерона Сновидение Сципиона из его диалога «О государстве», а также Комментарий на Сон Сципиона Амвросия Феодосия Макробия.

Марк Туллий Цицерон — древнеримский оратор, философ и политический деятель — словами римского генерала Сципиона описывает структуру мироздания (Семь небесных сфер, а также сферу неподвижных звезд) и место бессмертного духа в этом мире. Макробий же комментирует сей рассказ с позиций античной философии.

Позволил и я вставить свои скромные пять копеек, цитируя из «Сновидения Сципиона».

Ибо, когда твой возраст совершит восемью семь оборотов и возвращений солнца, а эти два числа, из которых одно по одной, другое по другой причине считается полным, в своем естественном обороте завершат число лет, назначенное тебе роком, … ты должен будешь как диктатор установить в государстве порядок, если только тебе удастся спастись от нечестивых рук своих близких.

В этом абзаце идет речь о таком астрологическом понятии как солнечное возвращение, т.е. предстоящее событие должно произойти во время 57-го солнечного возвращения натива. Также здесь мы наблюдаем веру в рок, т.е. судьбу. Этот абзац перекликается со словами древнеримского астролога, философа-стоика и поэта Марка Манилия:

«Миром правит Судьба, законы ее незыблемы, ход событий предопределен на долгие времена, рожденные — смертны, начало решает исход. Судьба — источник богатств и власти и более частой бедности, характеров и способностей людей, их пороков и достоинств, потерь и обретений. Нельзя иметь то, в чем она отказала, то, что дала, — неотъемлемо. Невозможно ни поторопить, ни отвратить судьбу мольбами; каждый получает свое» — Астрономика.

Здесь я, хотя и был охвачен ужасом – не столько перед смертью, сколько перед кознями родных, все же спросил, живы ли он сам, отец мой Павел и другие, которых мы считаем умершими. «Разумеется, – сказал он, – они живы; ведь они освободились от оков своего тела, словно это была тюрьма, а ваша жизнь, как ее называют, есть смерть».

Можно сказать, что здесь Марк Туллий выражает гностический взгляд на тело, а также на земную жизнь… Хочется привести по этому поводу слова Исуса из одного гностического евангелия: «Пока мы в этом мире, нам следует приобрести себе воскресение, чтобы, если мы снимем с себя плоть, мы оказались бы в покое и не бродили в середине» — Евангелие от Филиппа.

Все связано девятью кругами, вернее, шарами, один из которых – небесный внешний; он объемлет все остальные; это – само высшее божество, удерживающее и заключающее в себе остальные шары. В нем укреплены вращающиеся круги, вечные пути звезд; под ним расположены семь кругов, вращающиеся вспять, в направлении, противоположном вращению неба; одним из этих кругов владеет звезда, которую на Земле называют Сатурновой.

Далее следует светило, приносящее человеку счастье и благополучие; его называют Юпитером. Затем – красное светило, наводящее на Землю ужас; его вы зовете Марсом. Далее внизу, можно сказать, среднюю область занимает Солнце, вождь, глава и правитель остальных светил, разум и мерило вселенной; оно столь велико, что светом своим освещает и заполняет все. За Солнцем следуют как спутники по одному пути Венера, по другому Меркурий, а по низшему кругу обращается Луна, зажженная лучами Солнца.

Здесь речь идёт об Огдоаде, т.е. Восьмой сфере мироздания, или Firmamentum (Твердь Небесная), она же сфера неподвижных звёзд, а также о Септенере, т.е. о семи сферах блуждающих звезд (планет). Однако Цицерон перечисляет семь планет по так называемому халдейскому, а не египетскому ряду планет, что не соответствует естественному порядку вещей в астрологии.

Геоцентрическая картина мира
Геоцентрическая картина мира

Древнегреческий философ Платон, в отличие от Цицерона, приводит именно египетский ряд планет, что соответствует истине: «… возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами … Сотворив одно за другим их тела, бог поместил их, числом семь, на семь кругов, по которым совершалось круговращение иного: Луну — на ближайший к Земле круг, Солнце — на второй от Земли, Утреннюю звезду [Венера] и ту звезду, что посвящена Гермесу [Меркурий] и по нему именуется,— на тот круг, который бежит равномерно с Солнцем» — Тимей.

Ведь, если взять последовательность астрологических знаков и их управителей-планет, то станет очевидной истинная последовательность планет, а именно:

  1. Рак – Луна;
  2. Лев – Солнце;
  3. Дева – Меркурий;
  4. Весы – Венера;
  5. Скорпион – Марс;
  6. Стрелец — Юпитер;
  7. Козерог — Сатурн.

Тогда Публий Африканский сказал: «Я вижу, ты даже и теперь созерцаешь обитель и жилище людей. Если жилище это кажется тебе малым, каково оно и в действительности, то на эти небесные края всегда смотри, а те земные презирай. В самом деле, какой известности можешь ты достигнуть благодаря людской молве, вернее, какой славы, достойной того, чтобы ее стоило добиваться?»

Снова Марк Туллий выражает гностическое отношение к земным ценностям и мирской славе (почести, награды, мнение толпы). Слова автора можно продолжить словами апостола Иоанна: «Не любите мира, ни того, что в мире… И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» — 1-е послание Иоанна 2:15, 17.

Итак, если ты захочешь смотреть ввысь и обозревать эти обители и вечное жилище, то не прислушивайся к толкам черни и не связывай осуществления своих надежд с наградами, получаемыми от людей; сама доблесть, достоинствами своими, должна тебя увлекать на путь истинной славы; что говорят о тебе другие, о том пусть думают они сами; говорить они во всяком случае будут. Однако все их толки ограничены тесными пределами тех стран, которые ты видишь, и никогда не бывают долговечными, к кому бы они ни относились; они оказываются похороненными со смертью людей, а от забвения потомками гаснут.

Цицерон развивает дальше предыдущую мысль и выказывает свое отношение, как сказали бы сегодня, к public opinion, т.е. «толкам черни». Следует заметить, что автор прекрасно осознает национальную ограниченность «черни», ратующей, выражаясь современными терминами, за национальный суверенитет.

Он ответил: «Да, дерзай и запомни: не ты смертен, а твое тело. Ибо ты не то, что передает твой образ; нет, разум каждого – это и есть человек, а не тот внешний вид его, на который возможно указать пальцем. Знай же, ты – бог, коль скоро бог – тот, кто живет, кто чувствует, кто помнит, кто предвидит, кто повелевает, управляет и движет телом, которое ему дано, так же, как этим вот миром движет высшее божество. И подобно тому, как миром, в некотором смысле смертным, движет само высшее божество, так бренным телом движет извечный дух».

Как видим, Марк Туллий не оставляет нам сомнения в том, что, как говорили древние мудрецы, «рождение – смерть, а смерть – рождение». Это сегодня несведущие «культурные» люди задаются такими вопросами как «есть ли жизнь после смерти?» У древних философов не было на сей счет никаких вопросов.

Из следующей цитаты можно удостовериться, что Цицерону и его современникам — древним римлянам — был прекрасно известен тот факт, что смертное тело оживляет бессмертный дух, источник которого находится в вечном Божестве.

Ибо то, что всегда движется, вечно; но то, что сообщает движение другому, а само получает толчок откуда-нибудь, неминуемо перестает жить, когда перестает двигаться. Только одно то, что само движет себя, никогда не перестает двигаться, так как никогда не изменяет себе; более того, даже для прочих тел, которые движутся, оно – источник, оно – первоначало движения. Но само первоначало ни из чего не возникает; ведь из первоначала возникает все, но само оно не может возникнуть ни из чего другого; ибо не было бы началом то, что было бы порождено чем-либо другим. И если оно никогда не возникает, то оно и никогда не исчезает. Ведь с уничтожением начала оно и само не возродится из другого, и из себя не создаст никакого другого начала, если только необходимо, чтобы все возникало из начала.

Таким образом, движение начинается из того, что движется само собой, а это не может ни рождаться, ни умирать. В противном случае неминуемо погибнет все небо, и остановится вся природа, и они уже больше не обретут силы, которая с самого начала дала бы им толчок к движению. Итак, коль скоро явствует, что вечно лишь то, что движется само собой, то кто станет отрицать, что такие свойства дарованы духу? Ведь духа лишено все то, что приводится в движение толчком извне: но то, что обладает духом, возбуждается движением внутренним и своим собственным; ибо такова собственная природа и сила духа. Если она – единственная из всех, которая сама себя движет, то она, конечно, не порождена, а вечна.

В продолжение я привел абзац, где Марк Туллий прекрасно описал взаимосвязь вечного Божества со своей частицей – бессмертным духом, оживляющим душу, а значит, и смертное тело человека. Главное, чтобы человек, временно находясь в смертном теле — темнице для духа — помнил свой источник и Того, от Кого зависит не только смерть, но и жизнь вечная…

Ибо дух тех, кто предавался чувственным наслаждениям, предоставил себя в их распоряжение как бы в качестве слуги и, по побуждению страстей, повинующихся наслаждению, оскорбил права богов и людей, носится, выйдя из их тел, вокруг самой Земли и возвращается в это место только после блужданий в течение многих веков.

Чья вина в том, что дух не может оторваться от Земли, а снова и снова возвращается в эту юдоль печали, т.е. рождается в физическом теле,  — в то место, которое древние называли Адом и Преисподней? Почему до сих пор действует закон кармы, т.е. закон причины и следствия, а значит, продолжает действовать реинкарнация (перевоплощение)? Как остановить для себя Колесо Сансары и выйти из-под жернова Небесной Мельницы? Для некоторых ответ очевиден…


В 2004 году в Италии вышел документальный фильм «Сон Сципиона: власть и смерть в Древнем Риме». За основу фильма взят именно этот рассказ из книги Марка Туллия Цицерона «О государстве».

Описание фильма: Две тысячи лет назад, во времена правления императора Августа, Рим уже был огромной метрополией с населением в полтора миллиона человек. На протяжении примерно четырехсот лет римляне были бесспорными властителями западного мира. Они создали империю, которая простиралась от Португалии до Месопотамии, от Британии до Египта. Империю, которая казалась бессмертной. В отличие от ее обитателей, которых, как и всех живущих ждет смерть…


«Сновидение Сципиона» и астрология
оценка 4.6 голосов 7
Back To Top
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!