Библейская Скиния — образ Мироздания

Небесная твердь

На страницах Библии в ветхозаветной книге Исход можно встретить описание устройства скинии – места, где должна была пребывать Шехина. Кто такая Шехина, земной моделью чего является скиния, а также что символизируют отдельные части ее устройства, мы рассмотрим в этой записи.

Синай — небесная гора Сина

Книга Исход сообщает, что Моисей на горе Синай получил повеление построить скинию. Это повеление занимает семь глав (с 25 по 31) этой книги. Обратим сначала внимание на эти символы: гора и число 7. В астральном символизме небесные сферы Мироздания символически называются небесами, горами, холмами, столпами или деревьями. Например, известно такое выражение как «на семи дубах».  А чтобы подчеркнуть святость какого-либо города с религиозной точки зрения, говорили, что город основан на семи холмах, или горах.

Символически «гора Синай» означает Небесную сферу Луны, так как Син – это одно из имен бога Луны. В Библии, сборнике астральных мифов, встречается также «гора Хорив», что означает Небесную сферу Солнца, так как Хор/Гор/Ур/Ар – одно из имен бога Солнца. Тщетно искать эти «горы» на поверхности Земли, ибо они суть астральные символы, и только.

Семь глав книги Исход, посвященные описанию скинии, связаны с числом 7, которое в этом случае символизирует Луну. Именно столько суток длится семидневная лунная неделя. И гора Синай, и число 7 свидетельствуют о том, что описание устройства скинии было получено от планетарного божества Луны. В астрологии планетарные боги называются гениями (араб. джиннами), а в гностической космологии архонтами (греч. начальник, властитель).

Структура скинии

Перейдем теперь к краткому описанию скинии. Скиния должна была располагаться в соответствии со сторонами света. Шатер 31×10 локтей находился в западной части большого двора. Расстояние от завес двора до стен шатра составляло 25 локтей с севера, юга и запада.

Схема скинии

Вход в скинию располагался с восточной стороны, т.е. там, где восходит Солнце, и был закрыт особым пологом, общей длиной в 20 локтей. Полог был связан из шерсти 3 цветов: голубого, пурпурного и багряного. Напротив входа 5 столбов с восточной стороны двора образовывали ворота скинии. Эти столбы были покрыты пологами из той же шерсти 3 цветов. Пологи ворот состояли из четырех частей, 5х5 локтей каждая.

Шатер скинии

Во дворе, напротив входа, размещался большой квадратный жертвенник всесожжения. На нем приносились жертвы, а также в нем постоянно должен был гореть огонь. В самом центре двора стоял медный умывальник для священников. Все принадлежности двора были выполнены из меди.

Шатер представлял собой каркас из деревянных досок, обложенных золотом, покрытый 4 покрывалами из различной шерсти. Он был разделен на две части завесой. Западная часть, размером 10х10х10 локтей, называлась Святая святых (Кодеш кодашим). Перед Святая святых находилось пространство под названием Святое (Кодеш) размером 21х10х10 локтей, отделенное завесой от передней части двора. Таким образом, шатер состоял из трех деревянных стен: двух боковых, на север и юг, и задней, на запад и был закрыт завесой с восточной стороны. На стены и верх скинии набрасывались покровы, придававшие ей вид шатра. Их было четыре.

В Святая святых находился только ковчег, самый святой предмет скинии. В Святилище располагались:

  • семисвечник — налево от входа;
  • стол с 12 хлебами предложения — направо от входа;
  • жертвенник для курения благовонных курений — посередине Святилища.
Иудейский первосвященник
Первосвященник перед завесой в Святилище

Теперь рассмотрим астральный символизм скинии, начиная со двора.

Жертвенник всесожжения — символ Солнца

Итак, во дворе скинии напротив входа и в 22 локтях от него размещался большой квадратный жертвенник всесожжения. Сверху, на каждом из углов, жертвенник имел рогообразные выступы. На жертвеннике должен был гореть неугасимый огонь. В истории различных религиозных культов в общем можно выделить два вида алтарей: в форме квадрата и в форме круга.

КубКвадрат, куб, трапеция, обелиск символизируют число 4. В астрологии число 4 связано, во-первых, с 4 низшими стихиями/элементами Мироздания, а во-вторых, с Солнцем. Расстояние от входа до жертвенника всесожжения в 22 локтя (2+2=4) несет в себе этот числовой символизм. Подробнее о соларном символизме четверки читайте в записи Крест – астральный символ Солнца. Именно поэтому жертвенник всесожжения квадратной формы, в котором горит неугасимый огонь.

Четыре угла с рогообразными выступами символизируют кардинальный крест Зодиака, углы которого находятся в 4 знаках, представляющих 4 стихии. В этих зодиакальных знаках ежегодно происходят значимые события, связанные с движением Солнца по Зодиаку. В знаках Козерог и Краб происходят два солнцестояния – зимнее и летнее, а в знаках Баран и Весы происходят два равноденствия – весеннее и осеннее.

Зодиакальный крест

Умывальник с водой — символ Луны

Перед шатром, за жертвенником всесожжения с неугасимым огнем, располагался круглой формы медный умывальник с водой. Догадаться какой символизм несет этот предмет скинии не трудно. Если квадратный огненный жертвенник символизирует Солнце – термоядерную печку одноименной планетарной системы, то круглая наполненная водой емкость должна символизировать Луну – хозяйку водной стихии в астрологии.

Богиня ЛуныВ символизме круг, полукруг, окружность, колонна, чаша, колодец связаны с женским началом и водой, а значит, плодородием, рождением, обновлением, очищением и источником жизни.

Заметьте, невозможно было священнику войти в сам шатер скинии, не обмывшись сначала в воде круглого умывальника – символа ночного светила Луны.

Выше было сказано, что перед входом в шатер, а значит, между круглым умывальником с водой, находились ворота из 5 столбов, покрытые трехцветным пологом.

Здесь мы наблюдаем тот же лунарный символизм. Числа 5 и 3 связаны с фазами и периодами Луны.

Пентаграмма – пятиугольная звезда хорошо передает символизм 5 фаз Луны:

  1. молодая луна;
  2. первая четверть;
  3. полнолуние;
  4. последняя четверть;
  5. старая луна.

Пентаграмма

А число 3 символизирует три периода Луны:

  1. растущая луна;
  2. полная луна;
  3. убывающая луна.

О символизме числа 5 можно также прочитать в записи Символизм кв. N 50 дома 302-бис, а о символизме числа 3 в записи Тройственная богиня Луны.

Устройство Шатра

шатер скинии

Мы начали рассматривать устройство Скинии. Перейдем теперь к символизму устройству шатра. Как уже было сказано, шатер покрывался 4 покровами из различной шерсти. Почему именно четыре?

Дело в том, что согласно классической астрологии, между Землей и Луной, первой Небесной сферой Мироздания, расположены в следующем порядке низшие стихии/элементы:

  1. земля
  2. вода
  3. огонь
  4. воздух

Все «этажи», т.е. небеса Мироздания, начиная с Небесной сферы Луны, наполнены пятым высшим элементом/стихией – эфиром.

Святилище

Святое (Кодеш) размером 21х10х10 локтей – эта передняя часть шатра, расположенная сразу после входа в шатер со двора скинии. Сумма чисел размера этого помещения дает число 5 (2+1+1+1). Здесь число 5 уже означает не количество лунных фаз, а количество других Небесных сфер, расположенных выше сфер Солнца и Луны. Ведь символы дневного светила (жертвенник с огнем) и ночного светила (умывальник с водой) расположены во дворе скинии.

В отличие от видимых жертвенника и умывальника, внутреннее помещение Святилища могли видеть лишь священники. Символы видимых для всех живущих на Земле светил – Солнца и Луны были обозримы, т.к. размещались во дворе скинии. А пять планет, расположенных на пяти небесах, символом которых служило пространство Святилища, наблюдали и наблюдают далеко не все жители Земли.

Не то, чтобы эти блуждающие звезды не видны с Земли (они ведь видны невооруженным глазом), но, чтобы их увидеть и даже наблюдать за ними, нужны были определенные познания, которые могли иметь только жрецы-астрологи, т.е. священники. А для того, чтобы увидеть Солнце и Луну никаких знаний вообще иметь не нужно. Их видят даже представители животного мира. 🙂

Семисвечник — символ Септенера

Семисвечник

Иосиф Флавий, иудейский историк, живший в 1 веке н.э. в своем труде «Иудейские древности» (книга 3, глава 6), описывая Святилище, написал следующее:

Напротив этого стола, ближе к южной стене, был поставлен золотой светильник чеканной работы… Он состоял из круглых трубок, шаровидных лилий, изображений гранатовых яблок и чашечек, числом до семидесяти, которые все исходили из одного общего основания и возвышались кверху, образуя такое количество ветвей, сколько существует планет вместе с солнцем, именно семь чашечек, расположенных по одной линии (на одинаковой высоте) друг против друга. На этих чашечках помещалось семь лампочек, тоже по числу планет. Так как светильник поставлен накось, то и лампочки были обращены к востоку и югу.

Итак, два светила: дневное и ночное, символы которых находятся во дворе скинии, а также пять планет, числовой символизм которых присутствует в размерах помещения под названием Святое (Кодеш), вместе формируют известный в астрологии Септенер. Термином «септенер» в классической астрологии называют 7 блуждающих звезд: Луну, Солнце, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн.

Находящийся в Святилище семисвечник (менора) как раз и был призван символизировать астрологический септенер. Как известно, семисвечник должен был иметь 7 ветвей, заканчивающихся 7 светильниками. Каждый из светильников символизирует одну из блуждающих звезд нашей планетарной системы, включая центральную звезду – Солнце.

Семисвечник - символ Септенера

12 хлебов — символ Зодиака

Напротив семисвечника должен располагаться стол, на котором находились бы 12 хлебов, расположенных в два ряда, и, скорее всего, в две стопки. Почему хлебов было именно 12, да еще разделенных на две части? Астрологи поймут почему. Для тех, кто не знаком с астрологией поясню.

Хлеба предложения
Реконструкция Хлебов предложения

Зодиак – это пояс, простирающийся на 8 градусов по обе стороны от эклиптики, внутри которого происходит видимое движение 7 планет. Зодиак разделен на 12 равных сегментов по 30 градусов, называемых знаками. То есть, 12 хлебов символизируют 12 знаков Зодиака.

На южной стороне шатра находится семисвечник, а на северной – 12 хлебов. Юг символизирует низ, а север – верх. Символически 7 блуждающих звезд находятся под зодиакальным колесом, которое расположено выше них.

На столе 12 хлебов разделены на две части, потому что 12 зодиакальных знаков разделены тоже на две части – дневные и ночные. Шесть знаков, расположенных на стороне знака Льва называют дневными, а шесть знаков, расположенных на стороне знака Краба, называют ночными. Почему выбраны именно эти два знака, делящие все знаки на две части? Знак Льва (лат. Leo) является астрологическим домом дневного светила – Солнца, а знак Краба (лат. Cancer) является домом ночного светила – Луны.

Двенадцать хлебов Зодиака

Святая святых

Шатер состоял из двух пространств (Святое и Святая святых), разделенных между собой особой завесой, за которую мог входить раз в год не просто священник, а первосвященник. Завеса, разделяющая весь шатер на две части, должна была символизировать 8-ю сферу Мироздания – Твердь небесную (лат. Firmamentum), или сферу неподвижных звезд. Именно с восьмой сферой, или небом, связан числовой символизм обрезания на 8-й день.

Высшие небеса

Если размеры Святилища (21х10х10 локтей) символизируют количество 5 планетарных сфер, расположенных ниже сферы неподвижных звезд, то Святая святых символизирует 3 высшие небесные сферы Мироздания:

  • восьмая сфера – Твердь (лат. Firmamentum);
  • девятая сфера – Хрусталь (лат. Crystallinum);
  • десятая сфера – Эмпирей (лат. Empyreus).

древо сфирот

Размеры Святая святых должны были составлять 10х10х10 локтей. Размеры этого пространства (1+1+1=3) связаны здесь не с лунарным символизмом. Здесь триединость связана с тремя высшими небесами Мироздания.

В Каббале, мистическом учении иудаизма, существует такое фундаментальное понятие как «древо сфирот», состоящее из десяти сфир. Слово «сфира» происходит от греческого слова «сфера».

Сферами в астрологии называются небеса Мироздания, которых числом десять, как и сфир в Каббале. Поэтому, Древо Сфирот — это еще одна картина структуры небесных сфер Мироздания.

Кстати, слово каббала имеет тот же источник происхождения что и слово кааба. О происхождении слова «кааба» читайте в записи Арабская троица лунных богинь.

Слово «скиния» переводится с древнегреческого языка как «шатер, палатка», потому что передвижная скиния не предназначалась для оседлого способа жизни. Поэтому шатер скинии – это горизонтальная модель Мироздания, состоящего из

  • 4 низших стихий Подлунного мира;
  • 7 Серединных небес;
  • 3 Высших неба.

Если бы горизонтальную модель Мироздания трансформировать в вертикальную, т.е. стационарную, она была бы похожа на эллинский храм о семи колоннах.

Семь столпов Мироздания

Шехина — Хокма — София

Самое высшее небо – это Эмпирей, десятое Небо, где пребывает Шехина.  Кто такая Шехина (евр. Присутвие)? Еврейские гностики называли так Хокму (евр. Мудрость), известную среди эллинских гностиков как София (греч. Мудрость). От имени Мудрости в библейской книге Притч (8:22-31) написано следующее:

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

Так кому же была посвящена скиния, будучи моделью Мироздания? На еврейском языке и Святое (Кодеш) и Святая святых (Кодеш кодашим) образовано от слова «кодеш». Кадеш, или Кодеш и Кедеш – это эпитет, со значением Святая, принадлежал широко известной в древности Ашере, ханаанской Великой Богине Матери, она же Астарта-Анат. В древности на территории современной Сирии даже существовало государство Кадеш, а также город Кадеш в честь этой Богини.

Богиня Кадеш
Богиня Кадеш

Богиня Кадеш изображалась стоящей на льве со змеей в одной руке и  цветком лотоса в другой руке — символами миросозидания. Ее называли «Владычицей всех богов» и «Небесной госпожой звезд». Полумесяц и солнечный диск на ее голове связывает ее с древнеегипетской богиней Хатхор, имя которой означает «Дом Хора», т.е. Мать, которая дала жизнь Хору (Гору) — богу Солнца. Египтяне также называли Хатхор «Небесной Царицей» и «Госпожой Небес».

В Кодеш кодашим – Святая Святых — Богини Кадеш должен был находиться лишь один предмет – ковчег завета. Ковчег представлял собой переносной ящик или ларец. Что же символизировал этот ларец и что в нем находилось?

Ковчег — ларец Исиды

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно узнать какой символизм несут в себе такие предметы как ящик, ларец, или сундук. Эти закрытые предметы, которые могут открываться при надобности, символизируют женское начало и материнскую утробу.

Ковчег Исиды
Ковчег Исиды

В Древнем Египте в культе Исиды и Осириса тоже существовал ларец или ковчег, который носили жрецы этого культа. Этот ковчег назывался ларцом Исиды. Богиня Исида – древнеегипетский аналог ближневосточной Кадеш Ашеры, т.е. Святой Астарты. В ковчеге Исиды находился djed (джед). В додинастический период Древнего Египта джед представлял собой деревянный шест, к которому были привязаны ленточкой колосья пшеницы.

Древнеегипетские жрецы несут ковчег
Древнеегипетские жрецы несут ковчег

Древнеегипетский джед напоминает дидух у славян. Тот, кто видел дидух представит себе и джед. Даже названия у них схожи. Как и дидух, так и джед – символы мужского плодородия, т.к. символизируют мужское начало.

Андрогинная Богиня Мать

Символ мужского начала внутри символа женского начала? Да, именно так можно на языке символов передать идею андрогинности. Иначе, без наличия в себе одновременно двух принципов: женского – Инь, и мужского – Ян, сотворить мироздание Великой Богине Матери было бы невозможно. Андрогинность, а значит, целостность и полнота (греч. πλήρωμα) в гностической философии  передавалась такими символами как инь-ян, лилия и гексаграмма.

андрогинность

Андрогинность Созидательницы Вселенной у древних эллинов-греков символизировалась схожим образом. Так Афина Паллада (греч. Ἀθηνᾶ Παλλὰς) изображалась стоящей с шестом, а позже с копьем. Вторая часть имени Афина – это немного измененное другое греческое слово — φαλλός (сравните слова: παλλάς – φαλλός). Такие цветы как лотос, водная лилия, роза, а также геральдическая лилия служат универсальными символами андрогинной Великой Богини Матери, которая не нуждалась в чьем-либо участии при созидании Вселенной. Поэтому в ковчеге Шехины находился так называемый жезл Аарона — аналог джеда из ковчега Исиды — символа мужского начала.

В качестве видео-дополнения к этой теме, рекомендую посмотреть клип, где можно насладиться величием того, что создала в порыве своего творчества «художница» Шехина/Хокма/Кадеш/Астарта/Исида/Афина/София. Звуковое сопровождение клипа – музыка под названием «Великий храм» композитора и гитариста Валерия Дидюли. Предисловием к этому видео пусть будут слова из ветхозаветной книги Притч (9:1):

Мудрость (София) себе Дом построила,
Семь столбов его вытесала…


Библейская Скиния — образ Мироздания
оценка 4.8 голосов 9
Back To Top
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!