Символизм театра Варьете

театр Варьете

Покончив с МАССОЛИТом, рассмотрим еще одну контору из романа Булгакова Мастер и Маргарита. Речь пойдет о театре Варьете. Поскольку автор романа не случайно подбирает имена и фамилии своих персонажей, а также названия организаций, в которых они состоят, стоило бы ожидать, что слова «театр» и «варьете» тоже несут какой-то символизм.

Как известно, театр – это место, где происходят зрелищные представления для публики. Заметьте, публика в театре находится в пассивном состоянии в ожидании того, что актеры, или как говорили раньше — лицедеи будут ее развлекать.

В каждом таком театре есть директор, администратор и тот, кто распоряжается финансами, поступающими от кассового сбора. В штате театра Варьете перечисленные должности занимают соответственно Лиходеев, Варенуха и Римский. А в качестве конферансье публику развлекает Жорж Бенгальский. Что объединяет всех этих работников зрелищного искусства, кроме Римского? Его мы рассмотрим в последнюю очередь.

Директор Лиходеев

В первый раз на страницах романа мы встречаем Лиходеева спящим в своей кровати после обильного возлияния накануне вечером. Затем, после пробуждения, мы наблюдаем как он, чтобы опохмелиться, опрокидывает рюмку водки. Из-за того, что Лиходеев часто связан со спиртными напитками у него определенная репутация. Поэтому автор наделяет этого персонажа соответствующей фамилией.

Степа был широко известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот — не подарочек.
— Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, — вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено.

Администратор Варенуха

У Варенухи, администратора театра, фамилия не случайно связана снова-таки с алкоголем. Спиртной напиток варенуха – это разновидность самогона, изготовленного по специальному рецепту. Этот персонаж вызывает впечатление развязного весельчака «под мухой». То он шутит по телефону, что его нет на рабочем месте, то он выдумывает веселую историю о пьяных похождениях Лиходеева. Правда, после знакомства со свитой Воланда ему будет уже не до шуток.

— Не извольте беспокоиться, мессир, — отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: — хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься?
От радости все помутилось в голове у Варенухи, лицо его засияло, и он, не помня, что говорит, забормотал:
— Истинным… то есть я хочу сказать, ваше ве… сейчас же после обеда… — Варенуха прижимал руки к груди, с мольбой гля дел на Азазелло.
— Ладно, домой, — ответил тот, и Варенуха растаял.

Конферансье Бенгальский

Ну, а как быть с фамилией конферансье — Бенгальский? Снова алкоголь? Хуже, опиум! Алкоголь, как и опиум, обладает наркотическим действием, а также вызывает, как и опиум, зависимость. Как мы убедились, ключевые персонажи романа получают от автора не случайные фамилии и имена. Поэтому рассмотрим как фамилия конферансье связана с еще одним наркотическим средством.

опиумный макСлово «бенгальский» означает что-то, относящееся к Бенгалии, территории на востоке огромного полуострова Индостан. Бенгалия когда-то была колонией Британской империи. Именно Бенгалия была одной из основных территорий, где британские колонизаторы выращивали опиум для поставок в Китай и другие страны.

А в 18 веке британская Ост-Индская компания, контролирующая опиумные плантации в Бенгалии, весьма увеличила их размеры. Поэтому в Европе выражение «бенгальский товар» мог ассоциироваться именно с опиумом, поставленным из плантаций Бенгалии.

Опиум для народа

Выходит, что автор романа связывает театр с наркотиками (опиум и алкоголь), т.е. одурманивающими разум средствами? Да. В таком случае, что символизирует театр Варьете? Во времена Михаила Булгакова, особенно в Советской России было известно выражение «опиум для народа». Откуда оно произошло и что означала эта фраза, ставшая впоследствии крылатой? Выражение это употребляли несколько авторов: Маркиз де Сад, Новалис, Карл Маркс, Ленин, а также писатели Ильф и Петров, современники Булгакова. Все они связывали опиум с религией.

Вы кормите народ опиумом, чтобы, одурманенный, он не чувствовал своих бед, виновником которых являетесь вы сами. Вот почему там, где вы царствуете, нет заведений, которые могли бы дать отечеству великих людей; знания не вознаграждаются, а коль скоро в мудрости нет ни чести, ни выгоды, никто не стремится к ней. — Маркиз де Сад

Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы. — Новалис

Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. — Карл Маркс

— Что? — крикнул Остап, бросаясь обратно, но дверь была уже заперта, и только щелкнул замок. Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал: — Почем опиум для народа? — Ильф и Петров «Двенадцать стульев»

По-видимому, именно из-за многовековой религиозной лжи Коровьев-Фагот, один из свиты Воланда, публично со сцены называет Бенгальского, ведущего «наркотического» театра Варьете, лжецом.

А он попросту соврал! — звучно, на весь театр сообщил клетчатый помощник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: — поздравляю вас, гражданин, соврамши!

Гремучая «смесь»

А почему «одурманивающий» театр, будучи образом религии, имеет название «Варьете»? Слово это французское – variété, которое переводится как «разнообразие, многообразие, смесь». Уильям Шекспир, английский драматург, сравнил мир с театром, а людей в нем с актерами. А в этом мире различных религиозных организаций множество.

Только в христианстве более 100 церквей, течений и сект. Ислам распадается на 7 течений. Буддизм состоит из 3 основных и множества местных течений. Иудаизм распадается на 11 течений. Индуизм настолько многообразен, что о нем вообще сложно говорить.

Многочисленные конфессии, деноминации и секты не просто «разнообразные», они враждуют между собой, а то и организовывают «священные» войны друг против друга. Одним словом, варьете, т.е. гремучая «смесь», буквально.

мировые религии

В свете «разнообразной» и «многочисленной» лжи, производимой «смесью» всех тех, кто заявляет, что они представляют Всевышнего, становится понятным следующее. Чтобы вещать на земле от Его имени, нужно быть преисполненным святым духом, а не спиртом

Дело в том, что на латыни, языке, на котором ведутся богослужения в Католической церкви, слова «дух» и «спирт» передаются одним и тем же словом – spiritus. Вот такой получается каламбур. Тот, кто много говорит о святом духе, в романе аллегорически связан всего лишь с этиловым спиртом – дурманящей и отравляющей разум жидкостью.

Венценосный Злодеев

лев - образ солнца

Вернемся к директору театра Варьете – Степе Лиходееву. С его фамилией все понятно – тот, кто делает лихо, т.е. зло. Одним словом, Злодеев. А что с именем? Имя Степан греческого происхождения — Στέφανος (Стефанос), которое переводится как «венец, корона, диадема».

Как и в случае с именем Берлиоза — Михаил, мы имеем дело с соларным символизмом, ибо обычную корону или венец носит не только земной царь. Солнце, царь и бог Солнечной системы, также имеет корону. Внешние слои атмосферы Солнца астрономы так и называют – «солнечная корона».

Да и образ бога Солнца в животном мире – лев – имеет огромную рыжую гриву, похожую на солнечную корону. Недаром в астрологии зодиакальный знак Лев является домом (димицилием) Солнца.

Как читатель думает, почему «венценосный» Лиходеев назначил свидание одной даме именно в полдень? Согласитесь, что подобные свидания не назначают в такое необычное для подобной затеи время.

Степа старался что-то припомнить, припоминалось только одно — что, кажется, вчера и неизвестно где он стоял с салфеткой в руке и пытался поцеловать какую-то даму, причем обещал ей, что на другой день, и ровно в полдень, придет к ней в гости. Дама от этого отказывалась, говоря: «Нет, нет, меня не будет дома!» — а Степа упорно настаивал на своем: «А я вот возьму да и приду!»

Пояснить это будет довольно просто, если вспомнить в какое время суток Солнце в зените, т.е. занимает самое высокое положение на небосводе, как и подобает «царю и богу». Ровно в полдень! Как и обещал «венценосный» Лиходеев.

Кстати, Лиходеев жил в квартире №50 не один, а именно с Михаилом Берлиозом, что должно указывать на схожий символизм этих персонажей.

Как бы то ни было, квартира простояла пустой и запечатанной только неделю, а затем в нее вселились — покойный Берлиоз с супругой и этот самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что. Именно, в течение одного месяца пропали обе супруги.

О соларном символизме Берлиоза читайте в статьях Символизм Берлиоза и МАССОЛИТа и Седьмое доказательство Воланда. Берлиоз – председатель правления, а Лиходеев – директор театра. Оба живут без супруг. Как известно, в католицизме (всем клирикам), а также в православии (есть исключения) жениться запрещено. Очевидно, таким образом, ксендзы и попы хотят подражать своему одинокому мужскому божеству. Известно, что на протяжении многих веков христианство с подозрением относилось к женщинам, преследовало их и даже сжигало на кострах, тем самым положив начало печально известной «охоте на ведьм».

Громовержец из Ялты

Какой еще эпизод из романа связывает Лиходеева с демиургом (греч. ремесленник), т.е. низшим богом-творцом материального мира, а ныне архонтом (греч. начальник) Солнца – «директором» большего «театра варьете»?

— Я не пьян, — хрипло ответил Степа, — я болен, со мной что-то случилось, я болен… Где я? Какой это город?..
— Ну, Ялта

громовержецОписанная сцена произошла в Ялте, куда Лиходеева отправила свита Воланда. Именно из Ялты Лиходеев посылал «молнии» финдиректору театра Римскому. И снова — символизм. Какой древнегреческий бог постоянно метал громы и молнии с Олимпа?

Зевс/Дзеус/Деус, а у славян Дий – не имя. Слово это переводится – Бог. Поэтому, кроме варианта фамилии Злодеев, автор мог бы с успехом использовать для Лиходеева также фамилию ЛихоДий, т.е. лихой/злой бог. 🙂

Так почему «венценосный» Лиходеев был отправлен именно в Ялту? Случайно? Конечно, нет. Гностики, кроме таких имен как Самаэль, Ариэль и Саклас, часто называли демиурга именем Ялдабаоф. Именно по этой причине автор романа «руками» свиты Воланда посылает Лиходеева в город с похожим названием.

Финдиректор Римский

А как насчет финансового директора театра Григория Римского? Чьим образом является этот персонаж в религиозном «театре многообразия и смеси»? Ну, в этом плане его фамилия весьма красноречива. Кого в мире принято называть титулом Римский? Главой какой религиозной организации, славящейся своим отнюдь не духовным, а именно финансовым богатством является этот Римский? Это Папа Римский, глава Римско-католической церкви.

Папа Римский Григорий XIII
Папа Римский Григорий XIII

Сомневаетесь? Автор романа выбрал финдиректору не только красноречивую фамилию, но и имя – Григорий. Среди всех имен, данных папам при интронизации, Григорий — одно из самых популярных. После имени Иоанн оно занимает второе место. Об этом свидетельствует тот факт, что шестнадцать (!) римских пап носили имя Григорий. Даже календарь, принятый сегодня в большинстве стран мира, называется григорианским в честь Папы Римского Григория XIII, который ввел его впервые в католических странах.

Следующее подтверждение. У Римского в театре была несгораемая касса, а в Ватикане, городе-государстве, где находится резиденция всех римских пап, находится известный во всем мире Банк Ватикана.

За этим банком тянется шлейф громких финансовых скандалов. В его истории и сотрудничество с нацистами, и отмывание денег кокаиновых картелей, и тайные оружейные сделки, и лихо закрученные аферы. Поэтому автор романа верно определил аллегорический образ для должности главы Католической церкви – «финансовый директор театра Варьете»…

Может все-таки это совпадение? В таком случае, почему после своего поспешного бегства с театра, Римский прямиком отправляется на вокзал, чтобы немедленно уехать в Ленинград?

— К курьерскому ленинградскому, дам на чай, — тяжело дыша и держась за сердце, проговорил старик.

Не случайно Лиходеева автор «отправляет» в Ялту, и, стало быть, также не случайно Римского «отправляет» в Ленинград. А причем здесь Папа Римский и переименованный большевиками город на Неве? А как назывался этот город до революции? Петроград, а еще раньше Санкт-Петербург, т.е. город Петра, да еще святого. Ведь именно римских пап называют приемниками апостола Петра! Как известно, именно в Риме находится самый главный собор Римско-католической церкви – собор Святого Петра.

Собор Святого Петра в Риме
Собор Святого Петра в Риме и обелиск — символ Солнца в центре площади

А как относится христианство, да и большинство организованных религий к астрологии и другим оккультных наукам? Понятно как – негативно. Поэтому проследим реакцию Римского и Бенгальского. На прибытие и выступление мага Воланда со своей свитой они реагировали одинаково. Кстати, имя у конферансье также Григорий, вернее его французский вариант – Жорж.

— А мне до крайности не нравится вся эта затея, — злобно поглядывая на афишу сквозь роговые очки, ворчал Римский…
Римский постарался изобразить на лице улыбку, отчего оно сделалось кислым и злым, и раскланялся с безмолвным магом, сидящим рядом с котом на диване. Рукопожатия не было.
Кулисы были забиты артистами и рабочими сцены, и между их лицами виделось напряженное, бледное лицо Римского.
Физиономия Бенгальского, приютившегося сбоку сцены, начала выражать недоумение.
В кулисах стали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальский стоял красный, а Римский был бледен.

Братья по Солнцу

Итак, в предыдущей записи был рассмотрен соларный символизм критиков МАССОЛИТа, а в этой статье – соларный символизм театра Варьете. Если первый – это образ масонства, то второй – образ мировых религий, главная из которых – христианство. И неудивительно, ибо и масонов, и у христиан божество одно – бог Солнца. Об этом написал в конце 18 века масон и один из «отцов-основателей» США – Томас Пейн:

Христианская религия и масонство имеют общее происхождение от культа Солнца. Разница заключается в том, что христианская религия представляет собой пародию на культ Солнца… Истоки этой религии солнцепоклонничества затеряны в дописьменной истории. Обычно ее создание приписывают древним египтянам… Египетские жрецы были учителями разных наук, а их центр находился в Гелиополе, что означает Город Солнца

Подробнее об этом читайте в статье Крест – астральный символ Солнца.

В следующем эпизоде Воланд, посетив театр Варьете, задает своей свите риторический вопрос:

— Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая..
— Аппаратура! — подсказал клетчатый.
— Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
— Да, это важнейший вопрос, сударь.

Эти строки  писались в начале 20 столетия, а мы живем в начале уже 21 века. Если бы Булгаков писал свое произведение сегодня, он бы вероятно вложил в уста Воланда и клетчатого слегка измененный диалог.

— Но меня, конечно, не столько интересуют аэробусы, смартфоны и прочие..
Гаджеты! — подсказал клетчатый.

Правда, сам вопрос остался бы неизменным: «Изменились ли люди внутренне


Символизм театра Варьете
оценка 4.6 голосов 8
Back To Top
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!