Символизм Берлиоза и МАССОЛИТа

Массолит

Продолжим рассмотрение литературных персонажей романа Мастер и Маргарита — членов МАССОЛИТа. Образ какой исторической личности был скрыт в одном из членов этого писательского союза мы узнали в предыдущей записи Символизм поэта Ивана Бездомного.

Символизм же самого председателя «массолита» Михаила Берлиоза частично уже был рассмотрен в статье Седьмое доказательство Воланда. Там же упоминался символизм «круглого предмета» — отрезанной головы Берлиоза, трамвая, колеи, вертушки турникета, а также женщины-вагоновожатой. Читателям блога, которые еще не знакомы с той статьей, рекомендую ее прочитать.

Здесь остановимся на фамилии и имени председателя правления «массолита». Почему автор романа выбрал для своего персонажа фамилию французского композитора, критика, музыкального писателя и дирижера Гектора Берлиоза, жившего в первой половине 19 столетия?

Михаил Берлиоз

Гектор Берлиоз
Гектор Берлиоз

Булгаковский Берлиоз тоже критик, очевидно писатель и своего рода «дирижер», ведь, он председатель писательского союза. Однако, он не композитор! Может существует еще какая-нибудь связь? Чтобы ответить на этот вопрос нужно начать с того, что Гектор Берлиоз написал оперу «Осуждение Фауста» на основе известной трагедии Гёте «Фауст».

В своем произведении композитор Берлиоз оправдывает Маргариту, а Фауста осуждает на вечные муки в аду. Булгаковский Берлиоз, как и другие критики «массолита», также категорически осудил современного ему Фауста – Мастера. Во время беседы с «невежественным» поэтом Бездомным в психиатрической больнице Мастер спрашивает своего собеседника:

Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?

В конце романа Воланд неслучайно сравнивает Мастера с Фаустом, но вместо ада дарует ему мир и покой.

— О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой.

архангел МихаилИмя редактора, критика и председателя «массолита» – Михаил. Оно происходит от семитского имени Микаэль, означающего «тот, кто как Бог». Заметьте, что не сам Бог, а тот, кто как Бог. Иными словами, тот, кто занимает высокую позицию в небесной иерархии, но не позицию верховного божества.

Согласно православию и католицизму архангел Михаил командует остальными архангелами. Что это за архангелы такие и сколько их? Можно ли найти ответ на этот вопрос в самом христианстве? Отчасти да. Однако, кто они на самом деле и почему их количество именно такое, издавна было известно лишь древним астрологам, а также гностикам.

Архангелы, т.е главные ангелы – это гении семи блуждающих звезд (греч. astēr planētēs), т.е. планетарных божеств септенера в астрологии, или семь архонтов (греч. начальники) в гностической философии. Эта семерка астральных сущностей управляет 7 планетарными сферами Мироздания. Их правление ограничивается Солнечной системой, где их предводитель Микаэль является архи-архонтом (греч. главным начальником).

Находится Микаэль на второй сфере Мироздания, т.е. на звезде по имени Солнце – центре одноименной планетарной системы, вокруг которой вращаются на своих «колесницах»-планетах остальные шесть гениев/архангелов/архонтов. В древности семь блуждающих звезд, называли «колесницами богов». Астрологи могут наблюдать лишь движения этих «колесниц»-планет по Зодиаку, однако самих «возничих», управляющих «колесницами», естественно увидеть смертные люди ни в какие телескопы не смогут.

бог Солнца

Кроме имени Микаэль бога Солнца называли Ариэль/Ярило (Лев-бог, или Львиный бог), и Самаэль/Шамаш (Слепой бог, или бог слепых) , а также Ялдабаоф, Амон, Ра, Хор, Сурья, Митра, Зевс, Гелиос, Сол и т.д. Все эти имена принадлежат демиургу (греч. ремесленник), т.е. низшему творцу, создавшему вместе с остальными архонтами материальный мир по своему образу и подобию. В отличие от высшего духовного мира, созданный ими мир – несовершенен, а их создания, люди и животные – смертны. В дополнение рекомендую запись блога «Страна слепых» Герберта Уэллса.

Барон Майгель

В последний раз читатель встречает Михаила Берлиоза, а точнее, его отрезанную голову на балу по случаю весеннего праздника Полнолуния. После превращения «круглого темного предмета» в «на золотой ноге череп» на балу появляется один интересный персонаж — некто барон Майгель. И как вскоре окажется, кровь этого барона наполнит пустой череп Микаэля/Михаила. Этим самым автор романа соединил воедино эти два персонажа. Почему?

Выше мы узнали, что имя Михаил связано с архонтом Солнца – архангелом Микаэлем. Теперь пусть читатель задумается над фамилией и титулом этого нежелательного на балу гостя – Майгель, да еще барон.

— А, милейший барон Майгель, — приветливо улыбаясь, обратился Воланд к гостю, у которого глаза вылезали на лоб, — я счастлив рекомендовать вам, — обратился Воланд к гостям, — почтеннейшего барона Майгеля

Какой-то иностранец знатного рода? Выглядит именно так, потому что и фамилия, и титул — иностранные. Снова намек автора на того самого архонта Солнца? Да. Фамилия Майгель – это на самом деле измененное Мигель – испанский эквивалент имени Михаил. А титул «барон» созвучно слову «баран».

бог Амон
Бог Амон

А причем здесь баран? Возможно, внимательный читатель евангелий проведет аналогию со словом «агнец божий», т.е. божий ягненок, барашек. И будет в этом прав. Однако, давайте заглянем еще глубже в историю Древнего мира, а точнее Древнего Египта. Какого бога древние египтяне изображали с головой барана или же с бараньими рогами на голове?

Конечно же, Амона — бога Солнца! Позднее имя Амон слилось с другим именем того же солнечного божества – Ра. Амона стали величать Амон-Ра. Его священным животным являлся баран. Почему именно баран, или агнец? Ответ нужно искать в древнейшей науке человечества — астрологии.

У Солнца, «царя и бога» планет Солнечной системы, два зодиакальных знака считаются особыми. Как известно, каждая из планет Солнечной системы «путешествует» по Зодиаку, который поделен на 12 одинаковых сегментов, называемых зодиакальными знаками. Эти семеро «путешественников» называются в астрологии блуждающие звезды.

Согласно астрологической науке, когда Солнце «путешествует» по особенным для него знакам, оно считается сильным. Этими хорошими для него знаками являются два огненных знака — Лев и Баран (Овен). Особенно сильным Солнце становится, когда находится в знаке Барана, потому что этот знак является знаком возвышения (экзальтации) Солнца. Именно в этом кардинальном зодиакальном знаке происходит весеннее равноденствие, знаменующее приход необратимой весны.

Следовательно, барон Майгель, он же Мигель/Микаэль, он же бог Амон с бараньими рогами — еще один солнечный персонаж, который закономерно воссоединился со своим литературным двойником – «круглым предметом», который раньше принадлежал Михаилу Берлиозу.

Амон - Баран

Перейдем от главного критика Берлиоза к остальным критикам «массолита». Как и следовало ожидать, все их фамилии «солнечные», ибо имеют связь с богом Солнца: Ариман, Латунский и Лаврович.

Тут он засуетился, начал что-то мямлить и заявил, что самолично решить вопрос он не может, что с моим произведением должны ознакомиться другие члены редакционной коллегии, именно критики Латунский и Ариман и литератор Мстислав Лаврович.

Ариман

Ариман – это вариант имени Ариэль, приведенного выше. Кстати, так называемые арийцы, или арии – это не раса и даже не национальность. Так называли себя те, кто поклонялся Ариэлю, или Ариману, то есть – солнцепоклонники. И действительно, древние арии в Индостане поклонялись солнечному богу Сурье. Арии в Древней Персии поклонялись солнечному богу Ормазду. Кстати, современные названия стран (бывшие сатрапии Древней Персии)  – Иран, Ирак, Армения — происходят от вариантов имени этого бога: Ариель/Уриель/Ормазд.

флаг Третьего Рейха
Флаг Третьего Рейха (1935-1945)

А «истинные арийцы» Третьего Рейха поклонялись на самом деле тому же богу Солнца. Об этом свидетельствует так любимый ими вращающийся крест (свастика) внутри солнечного диска. Этот символ Солнца стал государственном флагом нацистской Германии. Ну, а истинные христиане, поклоняющиеся символу Солнца – статическому кресту, а также архангелу Михаилу — «архистратигу небесного воинства» — ничем в этом плане не отличаются от «ариев и арийцев». Читайте также статью Крест – астральный символ Солнца.

Латунский

Еще один критик из «массолита» с солнечной фамилией — Латунский. В Римской империи во времена императора Августа латунь называли aurichalcum (лат. золотая медь), потому что цвет этого сплава похож на цвет золота. Поэтому римляне чеканили из «золотой меди» свои монеты. А в 19 веке в Европе и России латунь использовали в качестве поддельного золота.

латунь
Латунь

А причем здесь Солнце? Астрологи прекрасно знают ответ на этот вопрос. В астральном символизме за каждой планетой септенера, т.е. семи планет Солнечной системы, закреплен один из металлов. За Солнцем закреплено золото, а значит, и золотой цвет. А цвет латуни именно золотой! Вот почему булгаковский Латунский имеет фамилию цвета золота, т.е. Солнца.

Мстислав Лаврович

Следующий критик — литератор Мстислав Лаврович. Имя Мстислав состоит из слов «мстить» и «слава», а значит, «тот, кто славит месть», или же «тот, кто славится местью». Ну, что же, соответствующее имя для литературного критика «массолита»! А фамилия его тоже солнечная? И, да и нет. Почему? Вообще-то дерево лавр было посвящено богу Аполлону. Позднее греки ошибочно стали ассоциировать этого бога с богом Солнца. Эта путаница как в детской игре в испорченный телефон дошла до времени, когда жил автор романа.

лавр
Лавр

Действительно, Аполлон, будучи не исконно древнегреческим божеством, был богом света. Однако он был богом не солнечного, а лунного света. Абсолютное большинство атрибутов этого бога, в том числе и лавр, связаны именно с ночным светилом – Луной, а не с дневным. Подробнее об атрибутах Аполлона, как лунного бога, читайте в моем ответе на вопрос читателя блога относительно «солнечности» Аполлона.

Михаил Булгаков также ошибочно связывает фамилию Лавровича с Аполлоном, как богом Солнца. Так считают, кстати, «знатоки» мифологии даже сегодня.

Поэтому, фамилии массолитских критиков выбраны Булгаковым не случайно. С помощью фамилий Ариман, Латунский и Лаврович, а также имени главного критика – Михаил – автор романа намекает на соларный символизм этих персонажей. Из предыдущих записей рубрики Мастер и Маргарита, читатели могли убедиться в лунарном символизме таких персонажей как Иешуа Га-Ноцри, Воланд, Коровьев-Фагот и, конечно же, любимец читателей — кот Бегемот.

МАССОЛИТ

Все выше перечисленные критики были членами писательской организации «массолит», председателем которой был Берлиоз, он же главный редактор «толстого художественного журнала», где работали эти критики. Существует несколько расшифровок этой аббревиатуры. Однако, все они неудовлетворительны. И вот почему. Хотя, сам Булгаков вроде как поясняет это сокращение, все же автор романа постоянно обращает внимание читателя на название дома, где находился этот самый «массолит»:

ГрибоедовДом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя — Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела — мы того не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было… А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах. С легкой руки членов МАССОЛИТа никто не называл дом «домом Грибоедова«, а все говорили просто — «Грибоедов»

Булгаков сам намекает, что дом, где находился «массолит» на самом деле никогда не принадлежал семье Грибоедовых. Тогда почему таким странным способом на страницах своего романа автор связывает «массолит» с известным дипломатом, драматургом, поэтом, композитором, пианистом, а также масоном, жившим в начале 19 века?

Дело в том, что имя А. С. Грибоедова числилось в списках членов масонской ложи «Соединенные друзья», самой большой ложи Санкт-Петербурга. Хотя некоторые исследователи жизни Грибоедова уверяют, что он со временем покинул не только эту ложу, но и масонство вообще. Как бы там ни было, но даже сегодня российские масоны причисляют А. С. Грибоедова к самым важным личностям в истории российского масонства.

масонство и солнце

Автор на страницах романа связывает «массолит» воедино не только с масоном Грибоедовым, но и с масонскими ритуальными предметами — гробом и черепом. Дело в том, что во время одного из масонских ритуалов посвящаемый должен был стоять перед гробом. В гробу лежал «мертвец» — либо один из масонских братьев, игравший роль мертвеца, либо скелет или кукла. В масонских ритуалах гроб и череп играли важную роль.

После смерти председателя «массолита» гроб был выставлен в «Грибоедове», после чего процессия, состоящая из всех членов «массолита» шла за гробом покойного, правда уже без головы. Голова, как мы знаем из романа, превратилась в «на золотой ноге череп».

Далее — медленно двигающаяся похоронная новенькая открытая машина, на ней гроб весь в венках… Даже на расстоянии Маргарита разглядела, что лица стоящих в похоронной машине людей, сопровождающих покойника в последний путь, какие-то странно растерянные.
— Да, изволите ли видеть, — сегодня утром в грибоедовском зале голову у покойника стащили из гроба.
— Так это, стало быть, литераторы за гробом идут? — спросила Маргарита и вдруг оскалилась.
— Ну, натурально, они!

По причине устойчивой связи фамилии Грибоедова с масонами, автор романа «поселяет» всех врагов Мастера и Маргариты именно в «дом Грибоедова».

Мастер о критиках «массолита»:

Прошло не более двух дней, как в другой газете появилась статья критика Аримана, которая называлась «Враг под крылом редактора»… Через день в другой газете за подписью Мстислава Лавровича обнаружилась другая статья, где автор ее предполагал ударить, и крепко ударить, по Пилатчине и тому богомазу… Остолбенев от этого слова «Пилатчина», я развернул третью газету… Уверяю вас, что произведения Аримана и Лавровича могли считаться шуткою по сравнению с написанным Латунским. Достаточно вам сказать, что называлась статья Латунского «Воинствующий старообрядец».

Описание ужасной смерти Берлиоза слушающий сопроводил загадочным замечанием, причем глаза его вспыхнули злобой:
— об одном жалею, что на месте этого Берлиоза не было критика Латунского или литератора Мстислава Лавровича, — и исступленно, но беззвучно вскричал: — дальше!

Маргарита о критиках «массолита»:

Сперва она бросилась меня целовать, затем, хриплым голосом и стуча рукою по столу, сказала, что она отравит Латунского…

Больше Маргарита ничего не спросила, всматриваясь в Латунского.
— А вы, как я вижу, — улыбаясь, заговорил рыжий, — ненавидите этого Латунского.
— Я еще кой-кого ненавижу, — сквозь зубы ответила Маргарита, — но об этом неинтересно говорить…

Члены «массолита» стали объектом возмездия не только для Маргариты. По окончанию бала по случаю весеннего праздника Полнолуния свита Воланда, а именно «неугомонная парочка», состоящая из Коровьева и Бегемота, сжигает дотла этот самый «дом Грибоедова». Таким образом, они вероятно решили продолжить праздник…

— Ты лучше скажи, отчего Грибоедов загорелся? — Спросил Воланд. Оба, и Коровьев и Бегемот, развели руками, подняли глаза к небу, а Бегемот вскричал:
— Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали…
— И вдруг — трах, трах! — Подхватил Коровьев, — выстрелы! Обезумев от страха, мы с Бегемотом кинулись бежать на бульвар, преследователи за нами, мы кинулись к Тимирязеву!
— Но чувство долга, — вступил Бегемот, — побороло наш постыдный страх, и мы вернулись!
— Ах, вы вернулись? — сказал Воланд, — ну, конечно, тогда здание сгорело дотла.
— Дотла! — горестно подтвердил Коровьев, — то есть буквально, мессир, дотла, как вы изволили метко выразиться. Одни головешки!

Ну, и наконец, надеюсь, читателю не составит теперь особого труда правильно расшифровать аббревиатуру МАССОЛИТ – Масонский Союз Литераторов. В следующей записи будет рассмотрен символизм подобной конторы – театр Варьете, а также его ключевые персонажи.


Символизм Берлиоза и МАССОЛИТа
оценка 4.8 голосов 8
Back To Top
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!