Обзор гностических фильмов (часть 3)

В предыдущих двух записях блога был сделан обзор гностических фильмов, таких как «Тёмный город», «Шоу Трумана», «Матрица» и «Тринадцатый этаж», «Черная река», «Источник» и «Лабиринт Фавна». Сегодня мы остановимся на фильмах, которые также несут в себе гностические идеи, а именно: «Начало» (2010), «Корпорация Святые моторы» (2012), «Кингсайз» (1987), «Мир Дикого запада» (2016), «Баб Азиз» (2005).

Начало

Есть такое понятие как «осознанное сновидение». Это состояние сознания, когда спящий человек осознаёт, что он видит сон. Ведь, как правило, обычно спящий человек не осознаёт, что он спит и видит сон. Наше физическое рождение, т.е. очередное воплощение (инкарнация) — это очередной «осознанный сон жизни», или говоря современным компьютерным языком, очередное погружение в виртуальную реальность.

Именно поэтому древние мудрецы говорили, что наш мир — это иллюзия, т.е. своего рода виртуальная (иллюзорная) реальность, или «сновидение», в котором рождение — это смерть, а смерть — это рождение. В одном из эпизодов состоялась следующая беседа в уличном кафе между героями фильма:

— Но, ведь сны кажутся реальными когда мы в них. Только проснувшись, мы пониманием, что что-то было не совсем обычно. Ответь мне на такой вопрос. Мы никогда особо не помним начала сна, ведь так? Мы всегда оказываемся внутри того, что происходит.
— Пожалуй, да.
— Как мы сюда попали?
— Ну, мы просто пришли из… (???)
— Подумай хорошенько. Как ты здесь оказалась? Где ты находишься?
— Мы во сне?!
— Ты сейчас спишь…

Героиня фильма была уверена, что кафе, улица и окружающий их мир реальные. Однако, как оказалось позже, они оба были погружены в искусственный сон. «Реальный» мир оказался виртуальным, т.е. иллюзией. И действительно, пусть читатель блога, задаст себе тот же вопрос: «Помню ли я как попал в этот мир? Могу ли я вспомнить начало своей жизни здесь?»

Обычный сон заканчивается тогда, когда спящий просыпается. А «сон жизни» заканчивается со смертью тела. Эта идея заложена в научно-фантастическом фильме «Начало».

Смотрите фрагменты фильма:

Корпорация «Святые моторы»

Идея фильма — учение о реинкарнации, или перерождении, которое разделяли также и гностики. Доктрина перевоплощения души была известна еще с глубокой древности среди мистиков и философов. Сегодня веру в реинкарнацию официально исповедуют лишь в религиях Востока, хотя в первые века нашей эры эта доктрина присутствовала также и в христианстве.

Сюжет фильм прост. Актер по имени Оскар работает на корпорацию «Святые моторы». Он, как и другие актеры, получает в день несколько заданий, которые он должен выполнить. Задания эти требуют от него примерять на себя жизни. Жизни совершенно разных людей, в которые перерождается главный герой. Его новые жизни абсолютно не похожи друг на друга: то он строгий отец дочки; то он преступник, готовый убить ради денег; то он странный психопат, который ест все подряд, даже вещи вовсе несъедобные.

Всего на протяжении «рабочего дня» актера показаны 9 жизней. Именно на протяжении стольких месяцев в утробе женщины подготавливается очередное физическое тело, в которое душа снова воплотится на Земле. Поэтому в начале фильма аллегорически показан голый младенец, входящий в темный кинозал уже взрослых спящих людей, которым вовсю крутят на экране «кино жизни». Как здесь не вспомнить слова из комедии Шекспира?

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…

На каждое из 9-ти заданий актер приезжает на белом лимузине, водителем которого является таинственная и далеко немолодая женщина по имени Селина. Именно она вручает актеру очередную роль-задание. Белый цвет автомобиля, возраст и само имя женщины намекает на богиню Луны. Селена — это одно из имен лунной богини в Древней Греции. Астрологи, гностики и мистики древности прекрасно знали, что души спускаются в Подлунный мир на земной план именно с Первого Неба, т.е. сферы, или этажа Мироздания, на котором находится планетарный дух Луны.

Именно на планетарную сферу Луны эти же самые души возвращаются назад. А после небольшого «антракта» они вновь воплощаются на Земле. Кстати, в фильме этот «антракт» символически изображен в эпизоде игры главного героя на музыкальных инструментах вместе с другими «отдыхающими актерами» внутри церкви.

Исключительно гностический элемент в фильме появляется в последнем задании актера, где он, будучи человеком, играет роль мужа и отца в семье обезьян-шимпанзе. В гностическом Евангелии от Филиппа сказано следующее:

Есть много животных в мире, имеющих форму человека. Когда он [человек] познает их, свиньям он бросит желуди, скотине он бросит ячмень, и солому, и траву, собакам он бросит кости, рабам он даст всходы, [своим] детям он даст совершенное.

А в Евангелии от Луки упоминается притча о блудном сыне, который, будучи сыном знатного человека, жил вместе со свиньями. Михаилу Булгакову, автору повести «Собачье сердце» о двуногом животном, очевидно были также известны слова из Евангелия от Филиппа о том, что в мире много животных, имеющих лишь форму человека. Иначе, он бы не назвал просто так главного героя этой повести Филиппом Филипповичем.

Примечательное название и слова песни «Кто мы?», которую в фильме исполняет известная певица Кайли Миноуг.

Кем мы были, когда жили?
Кем мы были, когда мы жили?
Кем мы пытались стать?
Но кем мы стали…
Кем мы стали, пытаясь мир прошлый воссоздать…

Смотрите фильм полностью:

Кингсайз

Сказочная сатирическая комедия польского режиссера Юлиуша Махульского, в которой рассказывается о гномах, построивших государство с тоталитарным режимом.

Главный герой по имени Ольгерд ведет двойную жизнь. В обычном человеческом, т.е. большом мире он — сотрудник солидного журнала, но на самом деле — выходец из Шкафландии, гномьей страны, которая раскинулась в каталожных ящиках научной библиотеки. Превратиться из гнома в полноразмерного человека ему помог волшебный препарат Кингсайз, рецепт которого в Шкафландии является строжайшей государственной тайной.

В гномьей стране строжайшие тоталитарные порядки, а женщин вообще нет! Неудивительно, что жители ее рвутся в большой мир. Но и там превратившиеся беглецы должны для того, чтобы не развоплотиться обратно в гномов, ежедневно выпивать бутылку тонизирующего напитка и, к тому же, постоянно скрываться от «спецгномов» — сотрудников госбезопасности Шкафландии, ведущих охоту на «предателей».

Очень интересна и метафорична концовка фильма: камера оператора отъезжает назад, показывая, что поезд с героями фильма едет по игрушечной железной дороге. А затем на панораму Варшавы накладывается интертитр с замочной скважиной. Это служит намеком на то, что наш большой «настоящий» мир — это всего лишь маленький мир в чьем-то Шкафу

Смотрите фрагменты фильма:

Мир Дикого запада

В огромном природном парке развлечений «Мир Дикого запада» специально сконструированные человекоподобные роботы выполняют любые прихоти посетителей, чтобы те чувствовали безнаказанность и полную свободу действий. Если робота убили — не беда, техники его починят, сотрут память и снова поставят в строй, навстречу новому дню и новым прихотям «гостей» из большого мира.

Люди-роботы не могут оказать настоящего сопротивления или отомстить своим обидчикам и убийцам, потому что по замыслу создателей на территории этого парка посетители «бессмертны», в отличие от человекоподобных роботов. К тому же, в конце каждого дня их память стирается, чтобы не помнить ни своих прежних «жизней», ни своих убийц. Но оказывается, что далеко не все роботы теряют свои воспоминания…

В сериале заключена гностическая идея о том, что наш физический мир — это огромный матричный «парк», созданный в свое время «богами» — надмирными властителями (греч. архонты) совсем иного уровня, нежели смертные люди. К сожалению, эти боги-создатели, во главе которых находится главный Творец, отнюдь не являются благими и милоседными богами по отношению к своим созданиям…

Смотрите трейлер сериала:

Баб Азиз

Фильм-притча арабского режиссера Насера Хемира с субтитрами на русском языке. «Баб Азиз» — это последний из Пустынной трилогии фильмов этого режиссера.

Два человека, затерянные в океане песка. Иштар, девочка, и ее дед, Баб Азиз, слепой дервиш. Иштар, она же Астарта — имя когда-то весьма почитаемой на Древнем Востоке богини. Именно от имени Астарта произошли в европейских языках слова, обозначающие звезду. Сравните: греч. asteri, исп. estrella, англ. star, нем. stern. А один из древнейших восточных городов — Вавилон —  был посвящен богине Иштар. Не поэтому ли дед все время называет свою внучку «мой ангел», являющуюся для него путеводной звездой? Ведь, дервиш слеп, а его внучка служит ему поводырем на его пути по «пустыни жизни». Имя же деда Азиз некогда служило в Египте титулом людей знатного и благородного рода, а также царей.

Цель Баб Азиза и Иштар – великое собрание дервишей, которое происходит каждые 30 лет. Но узнать, где это произойдет, каждый дервиш пытается исходя из своей веры. Каждый должен услышать бесконечную тишину пустыни своим сердцем.

— Баб Азиз, разве ты не пойдешь на собрание в конце концов?
— Пойду мой маленький ангел. Пойду.
— Ты пойдешь совсем один?
— Я найду свой путь.

Кстати, астрологам известен регулярный цикл возвращения самой медленной планеты в классической астрологииСатурна. Именно около 30 лет требуется этой планете для того, чтобы обойти весь круг Зодиака, т.е. 12 зодиакальных знаков.

Если взять среднюю продолжительность жизни человека сегодня, то полных возвращений Сатурна может быть лишь два: 30+30=60. Поэтому 60 летний возраст в Древней Греции назывался возрастом философов. А 30 летний возраст (первое возвращение Сатурна) считался в древности возрастом совершеннолетия.

Идеальный же возраст человека должен был составлять четыре возвращения Сатурна: 30+30+30+30=120. То есть, максимальная продолжительность жизни человека — 120 лет. В ветхозаветной книге Бытия также указывается срок в 120 лет, отпущенный послепотопным людям:

И сказал Господь: не вечно духу моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. (Бытие 6:3)

Пока дед с внучкой пересекают безграничное пространство пустыни по обжигающим пескам, они встречаются с другими людьми. Осман, страдающий по прекрасной девушке, которую он нашел на дне колодца. Зайд, чьи песни воспевают восхитительную красавицу, которую он потерял. Тут и принц, который отказался от своего царства, дабы стать дервишем – древняя легенда, которую Баб Азиз рассказывает Иштар, пока они преодолевают тяжелый путь.

На самом деле легенда о принце — это рассказ о жизни самого Баб Азиза, которая напоминает другую легенду под названием Голубая звезда. Только в ней вместо дервиша бедный странствующий рыцарь, который, преодолевая свой собственный путь, помогает другим узреть в себе искру духовного света, исходящего от Голубой звезды (Астарта/Иштар?).

Пустыня – друг дервиша, однако, в течение всего времени она не открывает Баб Азизу секрета — места собрания. Старый дервиш в последний раз целует внучку, так как для него настало время слиться с Вечностью…

Смотрите фильм полностью:

Перейти к 1-й части

Смотрите также подборку короткометражных фильмов Короткий метр о жизни, смерти и судьбе.


Обзор гностических фильмов (часть 3)
оценка 4.6 голосов 5
Back To Top
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!