Обзор гностических фильмов (часть 1)

Гностические фильмы

Познаете истину, и истина вас освободит

В конце 20-го, а также в начале 21-го столетий в свет вышло несколько «необычных» художественных фильмов, таких как «Темный город» (1998), «Шоу Трумана» (1998), «Матрица» (1999), «Тринадцатый этаж» (1999), «Черная река» (2001), «Источник» (2006), «Лабиринт Фавна» (2006), «Девятки» (2007). Что объединяет их в один ряд? Гностическая идея.

Эта идея состоит в том, что наш материальный мир был создан демиургом (греч. ремесленник), т.е. низшим богом-творцом как подражательный образ мира верхнего и более совершенного. А поскольку материальный мир несовершенен, в нем неизменно будут властвовать зло, ненависть и несправедливость, а также болезни, старение и, наконец, смерть.

Все же, этот мир до сих пор существует! Однако, существует он лишь по одной единственной причине — не все частицы света, т.е. духовные частицы Единого Целого готовы сознательно и навсегда покинуть этот материальный мир, которому они не принадлежат изначально. Как только окончательный Исход света завершится, этот несовершенный мир вместе со своим несовершенным творцом-мироправителем навсегда канет в небытие…

Следует отметить также следующие фильмы, так как они также несут в себе гностические идеи: «Начало» (2010), «Корпорация Святые моторы» (2012), «Кингсайз» (1987), «Мир Дикого запада» (2016), «Баб Азиз» (2005).

Совершим краткий обзор вышеуказанных фильмов в хронологическом порядке. Фрагменты этих фильмов, а некоторые из них полностью, можно посмотреть здесь же, не покидая блог.

Темный город

Серое беззвездное небо окутало бесчисленные закоулки Темного Города мягкой атмосферой неспешного сомнамбулического ритма жизни. Находясь вне времени и пространства, город-загадка бережно скрывает в тени тайну собственного происхождения, не допуская и крохотного лучика света, способного потревожить сон его обитателей. Будучи опьяненными зеленоватым дурманом этого странного места, люди неторопливо бредут по скудно освещенным, блестящим от дождя улочкам, не замечая окружающую их тьму.

Город готов явить счастливый сон тем, кто подчинится его воле и забудет о Прошлом. Но только стоит задуматься о причинах собственного нахождения здесь, ощутив на себе пристальный взгляд множества стен, и попытаться вглядеться во мрак в поисках истины, Город ответит полным отчаяния кошмаром, от которого никто не сможет уйти.

Постановщик фильма изображает совершенно удручающую картину, показывая людей-марионеток, бесцельно проживающих свою жизнь по заданному им шаблону. Равнодушные к окружающим и самим себе, они, кажется, забыли что значит жить по-настоящему, став винтиками в одной гигантской машине, которую символизирует Темный Город.

Автор фильма фильма рассуждает и на более конкретную тему — что будет, если лишить человека его памяти и тем самым отобрать его личность? Что же сохраняет человека, не позволяя вторгнувшейся лжи разрушить изнутри его истинное «Я» — именно это пытаются узнать невидимые властители (греч. архонты) Темного Города, пока мрак день за днём поглощает свет человеческого духа…

Смотрите фрагменты фильма:

Шоу Трумана

Труман (Truman — от англ. true man — настоящий, истинный, достоверный, правдивый, искренний, чистосердечный человек) всю свою жизнь провёл в маленьком, но милом городке. С детства Труман мечтал быть первооткрывателем, исследователем, следопытом. Да что там — просто выехать куда-нибудь за пределы своего родного города, повидать мир! И решение в конце концов было принято. Вот только какая-то невидимая, магическая сила удерживает его на месте, не давая вырваться на свободу.

Труман еще не знает, что его город на самом деле не что иное, как гигантская студия, построенная таинственным продюсером и режиссером по имени Кристоф. И весь мир вокруг него — одна большая декорация, а люди, живущие и работающие в нем — просто актеры. Само начало этого сюжета отсылает зрителя к гностической философии, в которой говорится, что демиург по имени Самаэль, он же Ариэль, он же Саклас, он же Ялдабаоф создает во Вселенной свой ограниченный мир с плотским населением: животными, рыбами, птицами и… людьми.

Режиссер с помощью своей команды подобно богу может изменить даже погоду в городе. Иногда отлаженная система дает сбои и, наконец, Труман начинает что-то подозревать. Чтобы воспрепятствовать Труману осознать ложную действительность, режиссер придумал историю гибели отца: когда Труман был ребенком, его отец утонул на его глазах. С тех пор Труман боится воды.

Ночью Труман, обманув видеокамеры, сбегает из дома. Режиссер приостанавливает показ шоу. Вместо ночи внезапно наступает день. Трумана находят при помощи видеокамер в лодке, на борту которой написано Santa Maria (лат. Святая Мария) — намек на известную во всем античном мире Dea Maris (лат. Богиня Моря), она же богиня Луны. Режиссер начинает отдавать указания по изменению погоды, надеясь, что страх перед водой заставит Трумана вернуться в ложный мир, однако, Труман непреклонен. В самый разгар урагана он кричит в небо о неспособности режиссера убить его.

В конце концов режиссёр понял, что так Трумана не остановить, и успокоил погоду. Труман плыл по абсолютно спокойному морю, пока лодка не проткнула стену «небесного» купола, что намекает на 8-ю сферу мироздания под названием Firmamentum Caeli (лат. Небесная Твердь), известную ещё с глубокой древности. Неподалеку он увидел лестницу, которая вела к двери наверху. Труман прощается со всем искусственным миром внизу и выходит наружу…

Смотрите фрагменты фильма:

Матрица

Подробный астрально-гностический анализ этого фильма читайте в статье Символизм фильма Матрица. Здесь же находится весьма краткое описание.

Художественный фильм изображает настоящее, в котором реальность, существующая для большинства людей, — есть в действительности симуляция, созданная не людьми, а «разумными машинами», чтобы подчинить и усмирить человечество. Узнав об этом, хакер по кличке Нео начинает участвовать в борьбе против этих бесчеловечных машин, в которую также вовлечены другие люди, освободившиеся из Матрицы — Мира Снов и выбравшиеся в реальный мир.

Этот фильм наполнен аллегориями о сотворении мира низшим творцом-демиургом со свитой подобных ему архонтов (греч. властители), которые удерживают в созданном им материальном мире духовные частицы, дабы они никогда не покинули этот матричный мир. Достигается это посредством так называемого «сонного состояния», т.е. неведения того, что этот мир — всего лишь искусственно созданная красивая, но лживая трехмерная картинка, хотя и материальная.

Внимательный зритель заметит в фильме астральный и числовой символизм, а также не явное присутствие метафизического учения о реинкарнации, т.е. перевоплощения душ. Идея «Матрицы» во многом воспроизводит платоновский миф о Пещере и аллегорический рассказ Герберта Уэллса Страна Слепых. Самая главная идея фильма заключена в следующих словах одного из главных героев фильма, в которых он говорит о матричном (материальном) мире следующее:

Матрица повсюду. Она окружает нас. Даже сейчас она с нами рядом. Ты видишь её когда смотришь в окно или включаешь телевизор. Ты ощущаешь её когда работаешь, идёшь в церковь, когда платишь налоги. Целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду — что ты только раб. Как и все, ты с рождения в цепях, с рождения в тюрьме, которую не почуешь и не коснешься — в темнице для разума [духа — В.Ф.].

Смотрите фрагмент фильма:

Тринадцатый этаж

Фильм снят по мотивам книги «Simulacron-3» писателя-фантаста Даниэла Галуйе (Daniel Galouye).

На 13-ом этаже компьютерной корпорации была разработана совершенная модель виртуальной реальности, создание которой повлекло за собой цепь таинственных убийств. Разгадать загадку можно, лишь погрузившись в иное измерение, где может быть ответ на многие вопросы, а главное — страшная правда о том, что наш «реальный» мир тоже виртуальный!

Многие пытаются представить, каким станет мир в будущем, но задумываясь о мире будущем, не особо вникают в мир настоящий. Мы живем в своих городах, ходим в привычные для нас места, учимся, работаем, развлекаемся. Но что если весь наш мир, который мы знаем, лишь иллюзия, хотя и материальная? Что если для того, чтобы узнать правду об этом мире всего лишь нужно проехаться по дороге, на которой стоит знак «Проезд запрещен»?

В основе этого художественного фильма лежит гностическая идея о том, что наш материальный мир, созданный низшим творцом-демиургом, является всего лишь одним из этажей мироздания, над которым, в свою очередь, находится совсем иная Вселенная, нематериальная…

Смотрите фрагменты фильма:

Перейти к 2-й части


Обзор гностических фильмов (часть 1)
оценка 4.8 голосов 8
Back To Top
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!