Символизм булгаковского театра Варьете

театр Варьете

Покончив с МАССОЛИТом, рассмотрим еще одну контору из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Речь пойдет о театре Варьете. Поскольку автор романа не случайно подбирает имена и фамилии своих персонажей, а также названия организаций, в которых они состоят, стоило бы ожидать, что слова «театр» и «варьете» тоже несут какой-то символизм. Как известно, театр – это место, где происходят зрелищные представления для публики. Заметьте, публика в театре находится в пассивном состоянии в ожидании того, что актеры, или как говорили раньше, лицедеи будут ее развлекать.

В каждом таком театре есть директор, администратор и тот, кто распоряжается финансами, поступающими от кассового сбора. В штате театра Варьете перечисленные должности занимают соответственно Лиходеев, Варенуха и Римский. А в качестве конферансье публику развлекает Жорж Бенгальский. Что объединяет всех этих работников зрелищного искусства, кроме Римского? Его мы рассмотрим в последнюю очередь.

Продолжить читать «Символизм булгаковского театра Варьете»

Символизм Берлиоза и МАССОЛИТа

Массолит

Продолжим рассмотрение литературных персонажей романа «Мастер и Маргарита» — членов МАССОЛИТа. Образ какой исторической личности был скрыт в одном из членов этого писательского союза мы узнали в предыдущей записи Символизм поэта Ивана Бездомного. Символизм же самого председателя «массолита» Михаила Берлиоза частично уже был рассмотрен в статье Седьмое доказательство Воланда. Там же упоминался символизм «круглого предмета» — отрезанной головы Берлиоза, трамвая, колеи, вертушки турникета, а также женщины-вагоновожатой. Читателям блога, которые еще не знакомы с той статьей, рекомендую ее прочитать.

Здесь остановимся на фамилии и имени председателя правления «массолита». Почему автор романа выбрал для своего персонажа фамилию французского композитора, критика, музыкального писателя и дирижера Гектора Берлиоза, жившего в первой половине 19 столетия?

Продолжить читать «Символизм Берлиоза и МАССОЛИТа»

Символизм поэта Ивана Бездомного

Иван Бездомный в массолите

После прочтения в блоге ряда статьей на тему лунарного символизма таких литературных персонажей как Иешуа Га-Ноцри, Воланда, Коровьева-Фагота, кота Бегемота из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», читатели блога заинтересовались также и другими персонажами. Несут ли какой-либо символизм, например, Берлиоз, Бездомный, Лиходеев, Римский и другие? Да, несомненно. Логично было бы этого ожидать от такого наполненного мистическим символизмом романа. Рассмотрим сначала поэта Бездомного. Кстати, его приключениям во время преследования профессора Воланда была посвящена запись Поэт Бездомный в доме N 13, кв. 47. В ней читатель мог узнать, почему он занялся поисками профессора именно в этой квартире, а также затем на Москве-реке.

Продолжить читать «Символизм поэта Ивана Бездомного»

Символизм квартиры № 50 дома 302-бис

лунная пентаграмма

В предыдущих семи (!) записях блога, посвященных лунарному символизму романа «Мастер и Маргарита», рассматривались такие числовые символы как 13, 3 и 7. Сегодня мы продолжим это рассмотрение, и к этим символам добавится число 5. Обезумевший от неудачного преследования тройки-троицы, поэт Бездомный, ворвавшийся в ресторан с подозрительным названием «Грибоедов», заявил всем присутствующим литераторам из не менее подозрительной конторы под названием Массолит следующее:

Ну вот что, граждане: звоните сейчас в милицию, чтобы выслали пять  мотоциклетов с пулеметами, профессора ловить.

Число 5

Как нам стало известно из его предыдущего приключения в квартире 47 дома № 13, находящегося в неизвестном «гадком и скупо освещенном» переулке, поэт Бездомный прекрасно разбирается в астральном символизме. 🙂 Иначе, почему он авторитетно заявил, что гоняющихся за беглым профессором «мотоциклетов» должно быть именно «пять»? Подозреваю, что и «пулеметов» у него должно было быть именно «пять», по одному на каждый «мотоциклет». 🙂

Продолжить читать «Символизм квартиры № 50 дома 302-бис»

Поэт Иван Бездомный в доме № 13, кв. 47

богиня луны

Из предыдущих записей, читатели, надеюсь, запомнили, что число 13 связано с астрономическими явлениями ночного светила – Луны. А если кто уже успел призабыть, можно освежить память, пройдя по ссылке Весеннее Полнолуние и число 13. Очевидно, не только Михаил Булгаков был знатоком в области астрального символизма, но и его литературный персонаж поэт Бездомный. Иначе, почему так быстро он «сообразил», что профессор «непременно должен оказаться в доме № 13»?

После неудачного преследования «тройки злодеев», состоящей из профессора Воланда, клетчатого Коровьева и кота Бегемота, обезумевший Иоанн Бездомный решил идти по следам лишь «самого главного из трех».

Занявшись паскудным котом, Иван едва не потерял самого главного из трех — профессора.

Продолжить читать «Поэт Иван Бездомный в доме № 13, кв. 47»

В трамвае ездить скотами нельзя

Небесная железная дорога

После сбывшегося седьмого доказательства Воланда Михаил Булгаков, автор мистического романа «Мастер и Маргарита», описывает последующее событие так:

Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах. Иван  устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно. Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке.

Лунарный символизм числа 3 и «тройки» был рассмотрен в предыдущих записях, в частности, в Лунарный символизм кота Бегемота. В следующем эпизоде мы наблюдаем интересную картину, в которой автор романа кое-что зашифровал. 😉

Продолжить читать «В трамвае ездить скотами нельзя»

Седьмое доказательство Воланда

седьмое доказательства воланда

Рассмотрев в предыдущих записях описание «тройки», состоящей из профессора Воланда, клетчатого Коровьева и кота Бегемота, перейдем к рассмотрению важного события романа «Мастер и Маргарита». Событие, которое произошло вскоре после астрологического предсказания Воланда и послужившее седьмым доказательством. Именно седьмым, что также доказало лунарный символизм числа 7.

Он прямо сказал, что Берлиозу отрежет голову  женщина?! Да, да, да! Ведь вожатая была женщина?!

Итак, известную всем читателям романа сцену на Патриарших, автор описывает так:

Продолжить читать «Седьмое доказательство Воланда»